Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Торговля. Общепит
18.01.2002 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Киоски, на первый-второй — рас-счи-тайсь!

Как стало известно, в недрах столичного штаба исполнительной власти рождается очередной документ "Об упорядочении размещения и функционирования объектов мелкорозничной торговли на территории города Минска". Смеем надеяться, что он не будет принят в том виде, в каком представлен в проекте. Но опасения эта очередная инициатива вызывает, хотя и выдвинута якобы для народного блага, как и все на нашем социально ориентируемом чиновниками рынке-базаре.

Как стало известно, в недрах столичного штаба исполнительной власти рождается очередной документ "Об упорядочении размещения и функционирования объектов мелкорозничной торговли на территории города Минска".

Смеем надеяться, что он не будет принят в том виде, в каком представлен в проекте. Но опасения эта очередная инициатива вызывает, хотя и выдвинута якобы для народного блага, как и все на нашем социально ориентируемом чиновниками рынке-базаре.

Каюсь, про благо народное в проекте документа напрямую не сказано. Скорее, опосредованно, "в целях улучшения эстетического уровня городской среды... повышения культуры обслуживания населения".

Ныне предлагается устанавливать на так называемом градостроительном каркасе -- это основные магистрали и центральная часть города -- на остановках общественного транспорта навесы без встроенных киосков, а "существующие остановочные комплексы с киосками, размещенные на вышеуказанных магистралях" до 1 июня 2002г. перенести "на второстепенные улицы".

О судьбе прочих киосков и лотков сказано и вовсе языком воинского устава: "передислоцировать на межкаркасные территории, сгруппировав их в торговые ряды... предусмотрев при этом максимальное сокращение количества объектов". В срок до 15 марта с.г. Чувствуете заботу о нас на межкаркасных территориях? Где-то там, на улице Загородней, что в районе пос. Шабаны, или на переулке Велосипедном...

Но скажите, кому мешают киоски на основных городских магистралях?

Кому плохо от того, что можно купить мелочевку, за которой не всегда есть время идти в большой магазин -- тюбик зубной пасты, гуталин, пачку сигарет, наконец. И как может запрет, ликвидация мелкорозничной торговли в центральной части города и на основных его магистралях повысить культуру обслуживания населения?

С эстетикой тоже некий туман напущен. Речь ведь идет не об облике объектов мелкой розницы: к их фактуре-дизайну ни у горожан, ни у властей (сами утверждали), вроде бы, особых претензий нет. Покоя не дает забота "о наведении должного порядка при их размещении и функционировании". Но кому от такой "эстетики" и "должного порядка" будет теплее, удобнее, если все эти объекты из людных мест, где в них как раз и ощущается потребность, выселят на задворки?

Чувствуется, сочинял проект узкий специалист, а он, по свидетельству незабвенного Козьмы Пруткова, подобен флюсу. Иначе говоря, зациклен на чем-то одном. Такой же, наверное, в свое время проектировал многие наши улицы -- зашторенные, застегнутые на все административные "пуговицы", как в той песне: "Ни машин, ни людей, только ветер да снег..." Помните, даже наш прекрасный главный проспект с выразительной, интересной застройкой во многом терял из-за этой своей зашторенности и только в последнее время во многом благодаря открытию магазинов и магазинчиков, киосков, кафе, мини-кафе, объектов так называемого быстрого питания потеплел, ожил.

Кстати, названным документом предусматривается и перевод всех этих "хутка-смачна" в стационарные помещения и павильоны, "обеспечивающие обслуживание посетителей внутри". А хочется летом стаканчик газировки-минералки с тем же хот-догом прямо на улице, на белом стульчике под кокетливым зонтиком. Но кто у вас спрашивает? "Внутри" -- и баста. Это специалист, так сказать, более широкого профиля, менее категоричный, прежде чем предлагать нечто, провел бы социальный опрос, детально изучил все "за" и "против", соотнес свои "разумения" со знаниями и опытом других специалистов -- социологов, экономистов, чтобы те выверили-просчитали экономические и социальные последствия принятия подобного решения.

Ему подсказали бы, пожалуй, что перевод в стационары означает по сути свертывание сети быстрого питания, не имеющей собственного производства, и приведет к ликвидации большинства объектов, которые получают полуфабрикаты, кулинарные изделия от заготовительных организаций, доводят их до кондиции и реализуют, удовлетворяя спрос населения.

Не помешало бы взять консультацию у юристов.

Одним из подпунктов проекта, например, предлагается обеспечить "требуемые условия реализации и хранения товаров, не допуская дублирования ассортимента в торговых точках".

Невдомек "реформатору", что запретить одному продавцу выставлять зубную пасту, потому что ее выложил на прилавок другой, противоречит антимонопольному законодательству. Ассортимент формирует не чиновник с площади Независимости, а конкуренция. Как известно, сулящая преимущества покупателю.

Или взять такое "добрячество" автора: "сохранить существующую сеть киосков предприятий Мингорсоюзпечати, Белпочты...". Почему, на каком основании одним дается предпочтение при полной дискриминации других? Потому что за этими "одними" стоят сильные ведомства, которые и в правительстве могут постоять за себя. А с прочими мелкими торговцами, всякими там индивидуальными предпринимателями -- с ними можно и так и этак? А то, что это противоречит Конституции и Гражданскому кодексу Республики Беларусь, провозглашающим равные условия для субъектов хозяйствования разной формы собственности, похоже, автора нимало не смущает.

Поставлена задача и на перспективу: "Установить предельный срок функционирования объектов мелкорозничной торговой сети в городе Минске до 1 июля 2003 года"

Известно ведь даже нашим чиновникам, что мелкорозничная сеть во всех странах мира является украшением городов, их центральных улиц. В мировой практике организации торгового обслуживания широко используется сочетание как крупных объектов торговли, так и малых форм. У нас же -- только "специально предназначенные для торговли помещения -- торговые центры, объекты, аналогичные супермаркетам, гипермаркетам"! Вот так!

А ведь еще совсем недавно и мы ратовали за развитие мелкой розницы. Писались приказы, доводились задания. Отвоевывался каждый лоток.

Руководителям торговых предприятий не было особой нужды этим заниматься: на их материальном благополучии это никак не отражалось, а забот, расходов по организации уличной торговли требовалось немало -- надо и соответствующее торговое оборудование, и воду, свет подвести и т.д.

Нынче же, когда многое уже сделано в этом направлении, и без всяких на то дотаций государства, когда люди за свои кровные выкупили "места", установили киоски-павильоны, попутно решив и "архисложную" для управляемой чиновниками торговли проблему круглогодового обеспечения бананами и всякими там цитрусовыми, вновь будет все разрушено?

А что взамен? И куда прикажете деть армию высвободившихся работников, которые сами себе создали рабочие места, кормят себя и свои семью, платят налоги?

Да, нужно регулировать рынок умными постановлениями, законами. Кто против? Нельзя, к примеру, привокзальную площадь превращать в "шанхай", где торгуют семечками и копченой щековиной прямо на асфальте. Но на то и армия контролеров, на то и власть, чтобы законы соблюдать.

Известна восточная поговорка, характеризующая людей, склонных к панике: "Поднимает пыль до того, как прошла отара". Действительно, речь идет пока только о проекте решения. Но наши предприниматели, специализирующиеся на мелкой торговле, уже столько пыли наглотались, что потеряли веру в разум чабанов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by