Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №9(2605) от 31.01.2023 Смотреть архивы

USD:
2.6744
EUR:
2.8956
RUB:
3.8102
Золото:
163.82
Серебро:
1.98
Платина:
85.81
Палладий:
137.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Какими будут «черные пятницы» в Беларуси?

Фото: freepik.com

С 11 ноября, когда отмечается Всемирный день шопинга, повсеместно стартуют распродажи. «ЭГ» постаралась выяснить, какими в этом году для белорусских потребителей окажутся так называемые «черные пятницы».

Скидки и цены стали другими

Традиционно, все – и магазины, и покупатели – ждут ноябрьских распродаж. В западных странах «сейл-сезон» отмечают уже много десятилетий в четвертую пятницу ноября, в этом году – 25 ноября. На Востоке же (в Китае) есть традиция отмечать с 2009 г. Всемирный день шопинга 11 ноября, и, соответственно, с этой даты стартуют ноябрьские распродажи. В этом году, кстати, 11 ноября также приходится на пятницу.

Учитывают данные даты и готовятся к ним и белорусские ретейлеры и покупатели. Однако в этом году условия для их проведения в Беларуси существенно отличаются от предыдущих лет. С 19 октября 2022 г. введены и действуют предельные надбавки, которые могут установить импортеры и торговые организации при формировании цен на товары.

abogdanov.jpg

    Алексей Богданов

В результате размер уже объявленных скидок еще до начала «черных пятниц» заметно снизился. Так, до октября этого года универмаги ЦУМ, ГУМ, Торговый дом на Немиге и другие магазины часто устанавливали фиксированные скидки в размере 30–35% от стоимости. А в первой декаде ноября перечисленные магазины снизили размер скидки до 20–25%, а иногда и до 10%.

Скидки стали другими, а МАРТ предлагает обращать внимание и на цены. Установив предельные надбавки на большинство потребительских товаров, государство определило новые правила игры, которые позволили снизить цены, подчерк­нул министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, отвечая на вопросы «ЭГ».

В период ноябрьских распродаж белорусские магазины будут предоставлять скидки, однако, скорее всего, они уже не будет такими большими, как раньше, ведь цены уже снижены, отметил чиновник.

«Проводить акции, распродажи или скидки – это дело субъектов хозяйствования: поставщиков и торговли. Данные операции не запрещены. Просто их размер необходимо будет рассчитать исходя из новых правил формирования цены», – подчеркнул А. Богданов.

Покупатели постепенно переходят в онлайн

tzakzhevskaya.jpg

      Татьяна Закжевская


Эксперты потребительского рынка отмечают, что новые правила ценообразования наверняка повлияют на глубину скидки в период ноябрьских акций.

Сейчас субъекты торговли приводят в соответствие с новыми требованиями свои розничные бизнес-модели, рассказала «ЭГ» директор Группы компаний «Ритейл Маркетинг» Татьяна Закжевская.



«Текущая версия ценового регулирования оказывает существенное воздействие на торговлю», – подчеркнула эксперт.

По ее мнению, величина скидки в период ноябрьских распродаж будет зависеть от новых возможностей субъектов торговли и производителей сокращать свой валовый доход в новых условиях ценообразования.

Необходимо понимать, подчеркивает Т. Закжевская, что и сети, и заводы имеют обязательства по первоочередным платежам: налоговым, зарплатным, платежам по договорам поставки, платежам за сырье и многим другим. Компании сначала из своего валового дохода обязаны провести платежи и только потом (если останется финансовая возможность) могут задуматься о скидках на товары.

Традиционно в период распродаж наибольшей популярностью у покупателей пользуются непродовольственные товары, а ими в основном торгуют онлайн-магазины. Доля непродовольственных товаров в совокупных продажах белорусских интернет-площадок превышает 80%, подчеркивает Т. Закжевская.

Кстати, белорусская онлайн-торговля демонстрирует устойчивый рост на протяжении последних 10 лет. Если рассмотреть динамику по годам, можно уверенно говорить, что интерент-магазины опережают по темпам роста классическую торговлю, отмечает эксперт.

По данным официальной статистики, за 2010–2021 гг. доля интернет-продаж в розничном товарообороте выросла с 0,8 до 5,6%.

Что покупают белорусы в «черные пятницы»

Поскольку в период ноябрьских распродаж белорусы интересуются в основном покупкой непродовольственных товаров, «ЭГ» обратилась к популярным субъектам онлайн-торговли за комментариями о том, какие покупки чаще всего делают белорусы в «черные пятницы».

В предыдущие годы данные акции приводили к кратному увеличению торгового оборота. Так, как сообщили «ЭГ» в онлайн-гипермаркете 21vek.by, в 2020–2021 гг. их дневная выручка по случаю проведения «черных пятниц» увеличивалась в среднем в 2 раза.

Российский маркетплейс Ozon, открывший юрлицо и развивающий бизнес в Беларуси, также фиксировал в прошлом году высокие темпы роста товарооборота по случаю ноябрьских распродаж. За первый час 11 ноября 2021 г. количество заказов на Ozon было в 7,5 раз выше, чем за аналогичный период неделей ранее.

Как сообщили «ЭГ» в пресс-службе маркетплейса, товары белорусских продавцов пользуются большой популярностью у покупателей из России, а белорусы чаще всего на маркетплейсе заказывают товары категории «красота и здоровье», повседневного спроса, строительные материалы, аксессуары для смартфонов.

В этом году две кампании на Ozon продлятся по 5 дней (с 11 по 14 ноября и с 25 по 28 ноября). В ходе акций маркетплейс будет «делать ставку на короткие распродажи и максимально глубокие скидки», подчеркнули «ЭГ» в пресс-службе компании.

Белорусский онлайн-гипермаркет 21vek.by планирует по случаю ноябрьских распродаж предложить скидки до 40% на все категории товаров. Высокий спрос со стороны покупателей интернет-магазин ожидает на товары таких категорий, как уходовая косметика и техника для красоты, средства бытовой химии, товары для детей, бытовая техника, электроника, автотовары, мебель. В прошлом году в т.ч. эти позиции оказались наиболее востребованными среди покупателей в период ноябрьских распродаж.

«Мы по-прежнему ожидаем высокий спрос на «черные пятницы» в ноябре со стороны населения. Предположительно, покупки будут менее эмоциональными, скорее, рациональными. Полагаем, клиенты будут больше покупать то, что они планировали купить, но откладывали, ожидая скидку», – сообщили «ЭГ» в онлайн-гипермаркете 21vek.by.

По оценкам ретейлера, новое ценовое регулирование не скажется на возможности проводить «черные пятницы», но скажется на количестве товаров, которые будет участвовать в распродажах. При этом в онлайн-гипермаркете согласны с выводом, что наибольшие скидки (свыше 50%) в ноябре предоставляются, как правило, на наименее востребованные товары, «и это общемировая практика среди ретейлеров».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by