Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Какие нарушения кадровой работы часто фиксирует ДГИТ

Фото: freepik.com

Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты регулярно обновляет в своем телеграм-канале рубрику «Заметки из практики», в которой анализирует типичные нарушения нанимателями законодательства о труде и об охране труда.

Причины нарушений трудового законодательства работодателями бывают разными: отстал от жизни и выполняет отмененные правила, перепутал похожие нормы, забыл алгоритм действий при оформлении кадровой процедуры. Смотрим, на чем попались коллеги, и учимся на чужих ошибках.

Ошибка 1. По сообщению ДГИТ, некоторые должностные лица, ответственные за ведение кадровой работы в организации, полагают, что письменное уведомление работника об изменении существенных условий труда производится не позднее чем за 7 календарных дней, и даже включают это положение в локальные правовые акты (ЛПА).

Комментарий: ранее данное право нанимателя было закреплено в подп. 3.2 п. 3 Декрета от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Однако с 28 января 2020 г. эта норма не применяется, поскольку отменена Декретом от 09.04.2020 № 1 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь».

В соответствии со ст. 32 ТК наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц.

Самостоятельно сократить срок данного предупреждения наниматель не вправе, подчеркивает ДГИТ. При этом ЛПА, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ч. 2 ст. 7 ТК).

Ошибка 2. В трудовой практике встречаются случаи, когда наниматели отказывают работнику в досрочном расторжении срочного трудового договора по требованию работника (п. 3 ч. 2 ст. 35 ТК) в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора, полагая, что факт нарушения должен быть установлен исключительно ДГИТ, профсоюзом и (или) судом.

Комментарий: согласно ч. 2 ст. 41 ТК факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора может быть установлен нанимателем самостоятельно. В случае принятия самостоятельного решения об увольнении работника в соответствии со ст. 41 ТК наниматель избежит дополнительных расходов, связанных с судебными издержками, которые возникнут при обращении работника в суд.

Вне зависимости от того, каким из органов, перечисленных в ч. 2 ст. 41 ТК, установлен факт нарушений законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора, работнику выплачивается:

– при расторжении контракта – минимальная компенсация в размере 3 среднемесячных заработков (ч. 5 ст. 261-5 ТК);

– при расторжении иного срочного трудового договора – выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (ч. 2 ст. 48 ТК).

Ошибка 3. Как показывает практика, отдельные наниматели ошибочно полагают, что водителям автомобилей при управлении грузовым транспортным средством не положены к выдаче какие-либо средства индивидуальной защиты (СИЗ), поскольку в момент управления автомобилем они не работают в загрязненных условиях.

Комментарий: согласно п. 5 Инструкции о прядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.12.2008 № 209, для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения наниматель обязан предоставить работникам СИЗ в объеме не менее установленных типовыми нормами.

Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 08.12.2005 № 166, установлено, что водителю автомобиля при эксплуатации, техническом обслуживании и текущем ремонте автомобильного транспортного средства специального назначения, грузового автомобильного транспортного средства, автомобиля-тягача и седельного тягача, крана автомобильного положены к выдаче:

– костюм хлопчатобумажный (3Ми);

– жилет сигнальный с элементами из световозвращающего материала (Со);

– головной убор из хлопчатобумажной ткани;

– ботинки кожаные на маслобензостойкой подошве (МиНсНм);

– рукавицы комбинированные (Ми);

– зимой дополнительно – костюм для защиты от пониженных температур из хлопчатобумажной ткани (Тн);

– сапоги кирзовые утепленные на маслобензостойкой подошве (Тн20НсНм).

Ошибка 4. По наблюдениям ДГИТ, наниматели нередко забывают, что работник не вправе отказаться от получения СИЗ, бывших в употреблении.

Комментарий: работник не может отказаться от получения бывших в употреблении СИЗ, если наниматель обеспечил их стирку, химчистку, дезинфекцию и ремонт (п. 45 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.12.2008 № 209).

Период использования СИЗ, бывших в употреблении, определяется в зависимости от процента их износа, об этом делается соответствующая запись в личной карточке работника.

Ошибка 5. Порой работодатель полагает, что при переводе работающих из одного структурного подразделения в другое первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте не требуется.

Комментарий: в соответствии с п. 22 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175), первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы с работниками, в т.ч. при переводе или перемещении из одного структурного подразделения в другое, либо которым поручается выполнение новой для них работы.

Ошибка 6. Контрольные мероприятия показывают, что руководители отдельных субъектов хозяйствования не организуют проведение внеплановых инструктажей по охране труда в связи с поступлением информации о несчастном случае на производстве, произошедшем в однопрофильной организации. Свое решение они обусловливают тем, что перед поступлением информации с работниками был проведен повторный инструктаж по охране труда.

Комментарий: ошибочно полагать, что проведение повторного инструктажа заменяет проведение внепланового инструктажа по охране труда, подчеркивает ДГИТ.

Внеплановый инструктаж проводится при поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях (п. 27 Инструкции № 175).

Необходимо учитывать, что проведение с работниками внепланового инструктажа регистрируется отдельно от проведения повторного (ч. 1 п. 32 Инструкции № 175), а также что объем и содержание внепланового инструктажа определяются в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения (п. 28 Инструкции № 175).

***

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматели (уполномоченное должностное лицо нанимателя) несут ответственность, преду­смотренную ТК и иными законодательными актами (ст. 465 ТК).

КоАП установлена ответственность за:

– нарушение законодательства о труде (ст. 10.12);

– нарушение требований по охране труда (ст. 10.13).


Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by