Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Консультации
27.10.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как возместить имущественный вред в рамках административного процесса

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязано возместить вред, причиненный административным правонарушением, – это предусмотрено ст. 7.8 КоАП. В свою очередь, применение административного взыскания к лицу, в отношении которого ведется административный процесс, является основанием для взыскания с этого лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством.

Обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, которым административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, является одной из задач ПИКоАП. К числу обстоятельств, подлежащих выяснению судьей или должностным лицом органа, ведущего административный процесс, при рассмотрении дела об административном правонарушении относится исследование вопроса наличия вреда при совершении административного правонарушения. Указанные лица также обязаны принимать меры к его возмещению. Данные обязанности закреплены в ст.ст. 2.3, 11.6 ПИКоАП.

В соответствии со ст. 4.2 ПИКоАП потерпевшим является физическое лицо, которому административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации. Потерпевший является одним из участников административного процесса, права и обязанности которого закреплены в ст. 4.2 ПИКоАП и в ряде других статей этого кодекса. Таким образом, с учетом целей и задач ПИКоАП суд и орган, ведущий административный процесс, в рамках ад­министративного процесса призваны осуществлять восстановительную функцию по обеспечению и защите прав потерпевшего, в т.ч. и по возмещению ущерба, причиненного административным правонарушением.

Сопоставляя права и обязанности участников административного процесса в части возмещения вреда, причиненного административным правонарушением, придем к выводу, что:

– потерпевший в рамках административного процесса имеет право на возмещение вреда;

– лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обязано возместить потерпевшему причиненный правонарушением вред;

– лица, ведущие административный процесс, принимают меры по его возмещению.

Следует обратить внимание, что возмещение потерпевшему вреда в рамках административного процесса является менее затратным по времени, если сравнивать с процессуальными и денежными затратами искового производства в рамках гражданского и хозяйственного процесса. В то же время в ПИКоАП отсутствует четкий алгоритм действий всех участников административного процесса по разрешению вопроса о возмещении вреда по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. На наш взгляд, этот алгоритм должен быть следующим.

1. Сбор заинтересованными участниками административного процесса доказательств факта и размера причиненного административным правонарушением имущественного вреда.

К числу таких доказательств можно отнести протокол осмотра места совершения административного правонарушения, содержащий детальное описание повреждений, причиненных имуществу потерпевшего, фотографии и (или) видеозапись поврежденного имущества потерпевшего, сделанные в рамках осмотра места совершения административного правонарушения.

При необходимости к участию в осмотре должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе привлечь специалиста, владеющего вопросами оценки стоимости причиненного административным правонарушением вреда (ч. 3 ст. 10.13 ПИКоАП).

Лица, участвующие в осмотре, вправе обращать внимание должностного лица органа, ведущего административный процесс, на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств дела об административном правонарушении, в т.ч. и в части фиксации сведений по выявлению и определению стоимости причиненного потерпевшему имущественного вреда. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения также должны быть отражены замечания участников административного процесса, если таковые имеются.

По результатам осмотра потерпевший вправе составить дефектный акт повреждений, причиненных его имуществу. Описание повреждений имущества потерпевшего должно быть максимально приближено к описанию повреждений, указанных в протоколе осмотра места административного правонарушения. Составление дефектного акта предпочтительно осуществлять с участием лица, в отношении которого ведется административный процесс. Дефектный акт  служит исходным документом для составления уполномоченным субъектом хозяйствования сметы стоимости восстановительных работ поврежденного имущества потерпевшего.

Потерпевший также вправе дать пояснения должностному лицу, ведущему административный процесс, по факту и размеру причиненного вреда и подать ходатайство о приобщении к материалам дела об административном правонарушении документов, в т.ч. документов бухгалтерского учета по первоначальной, остаточной стоимости поврежденного имущества.

2. Предложение потерпевшим лицу, в отношении которого ведется административный процесс, о добровольном возмещении причиненного имуществу вреда с предоставлением ему документов, подтверждающих стоимость планируемых или уже выполненных восстановительных работ.

3. Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, до вынесения постановления о привлечении его к административной ответственности обязано добровольно возместить или устранить причиненный административным правонарушением вред, а также имеет право заявить ходатайство лицу, ведущему административный процесс, об учете данного обстоятельства как смягчающего административную ответственность с представлением подтверждающих документов (п. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП).

4. Лицо, ведущее административный процесс, при наложении административного взыскания должно учесть данное смягчающее административную ответственность обстоятельство.

5. При отказе лица, в отношении которого ведется административный процесс, от добровольного возмещения вреда потерпевший имеет право подать лицу, ведущему административный процесс, ходатайство (заявление) о возмещении (взыскании) стоимости причиненного вреда с приложением подтверждающих документов в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении. В постановлении о наложении административного взыскания должен быть разрешен вопрос о возмещении потерпевшему причиненного вреда.

6. Исполнение лицом, в отношении которого ведется административный процесс, постановления в части возмещения потерпевшему причиненного вреда.

Постановление по делу об административном правонарушении в части возмещения имущественного ущерба исполняется лицом, подвергнутым административному взысканию, добровольно в течение 15 суток со дня получения постановления. В случае неисполнения постановления в части возмещения имущественного ущерба в срок, установленный ст. 22.1 ПИКоАП, ущерб взыскивается в порядке, определенном законодательством об исполнительном производстве.

Полагаем, что следование такому алгоритму позволит эффективно защищать в административном процессе права и свободы потерпевших.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений