Рынок франчайзинга в Беларуси: итоги, прогнозы и советы бизнесу
В Беларуси растет число национальных и российских франшиз, а самым большим количеством заключенных в прошлом году сделок может похвастаться сфера общепита. В интервью «ЭГ» председатель ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольга ЛЕОНТЬЕВА подвела итоги 2022 г., а также дала несколько советов предпринимателям, которые хотели бы поработать на этом рынке.
Основные тенденции
– Ольга Владимировна, давайте начнем с итогов. Как в течение прошлого года складывалась ситуация на рынке франчайзинга в Беларуси?
– Спрос на франшизы в течение года был неравномерным. Закономерное падение наблюдалось в конце февраля – марте. Помимо этого, низкий спрос был также в январе и в декабре 2022 г., что было обусловлено существенными изменениями налогового законодательства. Что касается предложения франшиз на нашем рынке, то оно изменилось незначительно. Так, число белорусских франшиз практически сохранилось: примерно одинаковое количество компаний мы наблюдали среди тех, кто вывел свои проекты на этот рынок, а также среди тех, кто прекратил развитие франчайзинговых программ. Выросло предложение российских франшиз. Из других тенденций – практически пропало предложение европейских и американских франшиз, но этот процесс начался еще в 2020–2021 гг.
– Сравните, пожалуйста, результаты 2021 и 2022 гг. Как изменилось количество зарегистрированных договоров франчайзинга? Чем объясняется такая динамика?
– Спрос на покупку франшиз в 2022 г. по сравнению с 2021 г. упал на 15%, а вот количество зарегистрированных договоров осталось практически...