Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Компании и рынки
09.02.2022 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Франшиза: бизнес с доставкой и сборкой

Ольга Леонтьева

Председатель ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева по просьбе «ЭГ» ответила на часто задаваемые вопросы о популярном инструменте создания и развития бизнеса на основе успешного опыта другой компании.

– В чем суть франчайзинга и как начать работать по франшизе? 

– Компания, добившаяся успеха на рынке, предоставляет предпринимателю право использовать ее имя, опыт и технологии в бизнесе. Благодаря такому партнерству создаются сети, в которых все точки одинаково выглядят, предлагают один продукт, работают по единым стандартам, но создаются и управляются самостоятельными предпринимателями. Франчайзинг позволяет объединить знания и технологии опытной компании с энергией и ресурсами предпринимателей. В итоге компания развивает свою сеть с минимальными инвестициями, а предприниматель ведет бизнес с минимальными рисками. Все в выигрыше!

Франчайзинг – это способ создать свой собственный бизнес, при этом вы не одиноки в нем, на ваш успех работает большая опытная команда. Поэтому первое, что нужно сделать, – это оценить, готовы ли вы вести собственный бизнес в партнерстве с кем-то, согласны ли работать по правилам и под контролем франчайзера. Несмотря на то, что франшиза – это бизнес, который вы ведете самостоятельно, вы должны соблюдать нормы и стандарты, существующие в сети.

Если вас устраивает такая модель, можно переходить к следующему шагу – определению отрасли, в которой вы бы хотели работать. Сегодня франшизу можно найти практически в любой сфере. Поэтому важно определиться, с одной стороны, чем бы вы хотели заниматься, а с другой – что будет востребовано на вашем локальном рынке, где есть свободные ниши. После этих предварительных этапов можно переходить к подбору конкретной франшизы. 

– Как выбрать и оценить франшизу?

– В целом к этому стоит подходить крайне осознанно, поскольку выйти из франчайзингового бизнеса сложнее, чем из собственного. Ограничения и специальные процедуры выхода могут быть предусмотрены в договоре с владельцем франшизы.

Процесс выбора франшизы можно уложить в краткий алгоритм: определиться с отраслью, рассчитать имеющиеся ресурсы, подобрать подходящие варианты путем поиска предложений на сайтах франчайзеров либо в каталогах франшиз. Многие предпочитают выбирать будущий бизнес исходя из суммы инвестиций. Однако мы бы рекомендовали ориентироваться также на срок окупаемости, время работы на рынке и соотношение количества открытых и закрытых точек сети.

После отбора нескольких вариантов следует всесторонне проверить франшизу, пообщаться с франчайзером, узнать все подробности о предлагаемом пакете поддержки, посетить работающие точки сети. Крайне важно также пообщаться и с франчайзи как работающими в сети, так и прекратившими свою деятельность. Для удобства отбора нелишним будет составление чек-листа по наиболее важным критериям. На сайте Ассоциации «Белфранчайзинг» можно найти полезные материалы по критериям отбора франшиз, а также практические рекомендации на разных этапах выбора и оценки. 

– На что рассчитывать, работая по франшизе?

– Бизнес по франшизе хорош тем, что прогнозы по инвестициям и окупаемости строятся на основании работающих точек в сети франчайзера. Но бизнес остается рискованной сферой, даже если он ведется по франшизе. Владелец франшизы не даст гарантий, что вы получите тот доход, который указан в параметрах франшизы. Но добросовестный франчайзер гарантирует, что параметры его франшизы основаны на реальном опыте. А значит, начиная свое дело, вы можете рассчитывать, что, работая по правилам и выполняя все рекомендации, вы получите те же результаты, что и другие точки сети.

Франшизы очень разнообразны по объему предлагаемой поддержки. В одних сетях прописан буквально каждый нюанс (например, в фастфуде), в других больше свободы и возможности установления собственных стандартов. Но есть направления поддержки, которые встречаются в большинстве франшиз. Это помощь в подборе и оценке помещения, обучение персонала, разработка бизнес-плана, маркетинг и совместное продвижение, системы учета и контроля, стандарты работы персонала, сетевые скидки поставщиков и подрядчиков, поддержка франчайзера в ежедневной работе. 

– Какие бизнесы продают франшизы?

– По франшизе может быть масштабирован любой бизнес, который не построен на индивидуальных особенностях работы его основателя. Наиболее простыми для развития через франчайзинг традиционно являются торговля и общепит – те отрасли, где легко описать и воспроизвести все процессы. Тем не менее рынок франшиз сейчас крайне разнообразен – на последних франчайзинговых выставках были представлены даже предложения по открытию арт-галерей. Сегодня среди наиболее востребованных концепций можно назвать франшизы по логистике и доставке, пункты выдачи заказов, IT-франшизы (обучение, разработка сайтов, приложений, программ для виртуальной реальности и игр), франшизы в сфере фитнеса и ухода за здоровьем. 

– И как к этому решению приходят?

– Когда перед компанией встает вопрос о стратегии развития сети, нужно рассматривать как собственное развитие, так и масштабирование через франчайзинг. Франшиза дает возможность быстрого развития сети, поскольку инвестиции в открытие новых точек направляют предприниматели. Также франчайзинг является хорошим решением для выхода в новые страны – развитие сети с местными предпринимателями позволяет сократить процесс изучения условий работы на рынке, адаптации франшизы к местным требованиям. При этом, конечно, компания должна быть готова к такому развитию – открытию новых точек и расширению управляющей компании. Очень часто компании приходят к варианту развития франчайзинговой сети после того, как к ним начинают поступать запросы на покупку их франшизы. 

– Это дорого – разработать франшизу?

– Стоимость разработки франшизы зависит от степени готовности компании. Если в организации отлажены и описаны все рабочие процессы, то франшизу остается лишь «упаковать», что сокращает время разработки до полутора-двух месяцев и стоит 5–6 тыс. руб. Необходимость проработки отдельных процессов, описания стандартов, анализ ключевых факторов успеха увеличит проект по разработке франшизы в 2–3 раза как во времени, так и в деньгах. Стоит отметить, что обычно вложения компании в разработку франшизы окупаются работой двух-трех франчайзинговых точек. 

Подытоживая, отмечу, что франчайзинг действительно удачный способ начать свой бизнес и потому очень популярный. Сегодня это огромный рынок – тысячи франчайзинговых концепций, международные бренды, сотни направлений бизнеса. В разных странах от 3–5 до 10–15% ВВП формируется франчайзинговыми предприятиями. До трети всего розничного оборота идет через франчайзинговые сети. Почти во всех странах рынок франчайзинга растет более высокими темпами, чем экономика в целом, и Беларусь – не исключение.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений