Как развить бизнес-кооперацию

Крупный белорусский бизнес стал активнее развивать сотрудничество с малыми и средними предприятиями. «ЭГ» выяснила, какие трудности и возможности существуют в стране по развитию бизнес-кооперации.
Алгоритмы поиска бизнес-партнеров
Тема бизнес-кооперации обсуждалась и в сентябре на заседании Совета по развитию предпринимательства, и в октябре на заседании Объединенного клуба директорам. Республиканский фонд содействия развитию предпринимательства и Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей также в этом году довольно плотно занимаются данной темой. И это закономерно – белорусские компании, в т.ч. крупные, повысили интерес к бизнес-кооперации.
Год назад крупные компании нужно было упрашивать, чтобы они приняли участие в переговорах о кооперации с малым бизнесом, а сейчас стоит очередь из желающих заниматься этим.
«Объективная необходимость, а также логистические и иные проблемы, которые затруднили импорт комплектующих, привели к тому, что желание крупных компаний сотрудничать с малым бизнесом выросло», – рассказал «ЭГ» генеральный директор Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП) Петр Арушаньянц.

Сейчас на сайте фонда представлены предложения 87 крупных промышленных предприятий, которые в рамках импортозамещения готовы закупать у малых и средних предприятий более 2000 товарных позиций. П. Арушаньянц рассказывает, что такие флагманы белорусской промышленности, как МАЗ, МТЗ, Гомсельмаш, АМКОДОР, активно работают над выстраиванием производственных цепочек с малым и средним бизнесом и заключением конкретных договоренностей.
Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимателей известно о десятках таких контрактов, а всего прорабатывается более ста контрактов между крупными и малыми компаниями.
Однако, чтобы заключить контракт, бизнесу приходится проделывать немалый путь. Дело в том, что товары, необходимые промышленным гигантам, порой довольно специфические. Соответственно, иногда приходится начинать с чертежей, затем переходить к пробным образцам, их подгонке и испытаниям. И только потом, когда стороны все согласовали, подписывается контракт для выпуска первой партии продукции.
Гендиректор БФФПП видит два пути выстраивания бизнеса между малым и крупным бизнесом. Если товар типовой, говорит П. Арушаньянц, им можно торговать на Белорусской универсальной товарной бирже. Там представлены все крупные предприятия и малый бизнес активно торгует и продвигает свою продукцию.
Продажа более сложных изделий, требующих согласования многих параметров, часто предполагает проведение переговоров. Поэтому Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей в этом году провел 14 контактно-кооперационных бирж (онлайн-площадок для установления первичных контактов между субъектами хозяйствования). В переговорах, кстати, приняли участие 346 субъектов хозяйствования, и десятки встреч уже завершились заключением контрактов.
По итогам года планируется провести не менее 30 контактно-кооперационных бирж для развития сотрудничества между крупным и малым бизнесом, сообщил «ЭГ» П. Арушаньянц.
Барьеры и возможности для кооперации
По теме развития производственной кооперации Совет по развитию предпринимательства направил в сентябре аналитическую записку в правительство. В документе перечислены как барьеры, затрудняющие развитие бизнес-кооперации, так и имеющиеся возможности.
По мнению членов Совета, ключевым фактором, сдерживающим вовлечение в кооперационные производственные цепочки малых предприятий, являются их низкие производственно-технические возможности.
«Эта проблема осложняется хроническим дефицитом собственных оборотных средств, а также отсутствием доступного долгосрочного кредитования для обновления и расширения деятельности», – отмечается в записке.
Проблемой для малых предприятий является также высокая стоимость услуг по сертификации и длительность процедур постановки на производство новых видов изделий.
Авторы записки в т.ч. обращают внимание, что имеют место случаи формальных и неформальных ограничений для субъектов хозяйствования государственной формы собственности на закупки сырья, материалов, комплектующих у субъектов малого предпринимательства.
С учетом перечисленных проблем члены Совета по развитию предпринимательства инициируют принять комплекс мер для преодоления названных барьеров. В частности, предлагается реализовать государственные программы по льготному кредитованию малых предприятий, выпускающих продукцию для крупных компаний, и частично субсидировать их расходы на прохождение процедур сертификации. Одновременно с этим предлагается принять меры, которые будут стимулировать крупные компании размещать заказы на малых производственных предприятиях.
Очевидно, в нынешней ситуации, когда возможности белорусских производителей закупать комплектующие и технологии за рубежом ограничены, тема бизнес-кооперации внутри страны становится гораздо более актуальной.
Члены Совета по развитию предпринимательства (а входят туда в основном представители крупного бизнеса) уже почувствовали положительный эффект от такой формы организации производства. Это и передача на аутсорсинг непрофильных производств и работ, и сокращение запасов комплектующих на складах, и уменьшение сроков освоения производства новых изделий.
Поэтому развитие производственной кооперации может принести пользу многим субъектам хозяйствования.