Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №44(2738) от 14.06.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1971
EUR:
3.4539
RUB:
3.581
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как бизнесу выйти на рынок Китая

Фото: freepik.com

Белорусский экспорт в КНР в этом году вырос более чем в два раза, Поднебесная стала вторым по величине торговым партнером Беларуси. «ЭГ» узнала у экспертов, как нашему бизнесу туда заходить и каковы перспективы на данном направлении.

abramenkp.jpg

      Алеся Абраменко


Почему и за счет чего растет экспорт

Взаимный товарооборот Беларуси с Китаем за январь-август 2022 г. вырос на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил порядка 4 млрд USD.

При этом экспорт белорусской продукции в Китай увеличился более чем в два раза, достигнув рекордных 1,2 млрд USD, и уже превысил показатель в целом за 2021 год.


«Несмотря на значительную географическую дистанцию и непростые логистические цепочки в условиях санкций, Китай сохраняет позиции одного из важнейших стратегических партнеров Беларуси», – подчеркнула в комментарии «ЭГ» заместитель министра экономики Алеся Абраменко.

По ее словам, в текущем году значительно вырос экспорт в Китай белорусского мяса крупного рогатого скота (в 3 раза), мяса птицы (в 2 раза), лесоматериалов (на четверть).

На сегодня для поставок в Китай аккредитовано свыше 160 белорусских производителей, заявки на аккредитацию подали еще 14 мясоперерабатывающих предприятий, сообщила А. Абраменко.

Сейчас, уточнила она, ведется работа по получению допуска для новых поставщиков рапсового масла, иной продукции растительного происхождения (зерновые хлопья, мука, фруктовые и овощные консервы). Как видим, интерес белорусских предприятий к растущему и емкому китайскому рынку существует, и он повышается.

Кстати, данный интерес обусловлен не только стремлением экспортировать, но и желанием импортировать ряд товаров (сырьевые ресурсы, материалы, инструменты и оборудование, а также технологии) для промышленности. По данным Минэкономики, китайской стороне уже направлены импортные запросы порядка 100 белорусских предприятий, заинтересованных в закупке китайского сырья, материалов, комплектующих, технологического оборудования.

Какие планы? Стоит задача подойти к отметке по экспорту товаров в Китай в 2 млрд USD уже в 2022 г. По оценкам экспертов, говорит А. Абраменко, взаимный товарооборот по итогам текущего года приблизится к 6,6 млрд USD.

В следующем году планируется обеспечить объемы экспорта в 2,3 млрд USD, существенно нарастив поставки продовольствия, продукции деревообработки, нефтехимии, сельхозпродукции и некоторых других позиций в КНР, рассказала «ЭГ» заместитель министра экономики.

Из всех экспортных рынков нашей страны Китай – самый большой. При этом он растет быстрее других. Поэтому если нашим компаниям удается заходить туда, то для них это большой плюс и значительный успех. Однако покорить Поднебесную непросто. Что можно порекомендовать нашему бизнесу?

Ошибки и возможности белорусских экспортеров

Планируя поставки продукции в Китай, белорусским компаниям нужно принять тот факт, что китайский рынок импортных продуктов питания – это на 100% рынок покупателя, заявил «ЭГ» глава представительства Республиканской конфедерации предпринимательства в Китае Георгий Барковский.

barkovskij.jpg

  Георгий Барковский

Условия там диктуют импортеры и дистрибьюторы. Чем удобнее для них будет выстроена работа зарубежных производителей и поставщиков, тем выше вероятность для последних достигнуть своей целей. Соответственно, не только от самого продукта, но и от подхода зависят результаты продаж.

Зачастую белорусские предприятия, говорит эксперт, предлагают китайским покупателям коммерческое предложение на русском или английском языке с условиями отгрузки, когда от покупателя требуется забирать продукцию на территории Беларуси (FCA в соответствии с ИНКОТЕРМС-2000). Отметим, что в случае с Китаем это не самый эффективный способ работы.


«Продукты питания, которые белорусские компании стараются активно экспортировать, не являются уникальным товаром для Поднебесной. Поэтому нашим экспортерам нужно прилагать дополнительные усилия, чтобы попасть на данный рынок», – убежден Г. Барковский.

Для успеха такого предприятия, считает эксперт, белорусские коммерческие предложения обязательно нужно переводить на китайский язык, а в сферу своей ответственности включать также доставку (например, до железнодорожной станции в Китае). Чем ближе белорусский товар будет к китайскому потребителю, тем более конкурентоспособным он окажется среди аналогов, полагает Г. Барковский.

Внимание стоит уделять и названию товаров, их упаковке, фасовке и допустимому сроку хранения – все эти факторы влияют на привлекательность товара для китайских потребителей.

Значительно повышает эффективность продвижения товара на китайском рынке открытие представительства в КНР, однако следует учитывать, что его содержание (даже без ведения хозяйственной деятельности) потребует в год от 30 тыс. USD, поясняет эксперт.

Рост белорусского экспорта в Китай в текущем году обусловлен в т.ч. увеличением количества белорусских мясокомбинатов, прошедших аккредитацию для работы на китайском рынке.

Как снизить бизнес-риски

При грамотном выстраивании продаж потенциал увеличения белорусского экспорта в Китай большой, поскольку рынок этот емкий и оте­чественные продукты питания там точно могут быть востребованы, резюмировал Г. Барковский.

Для снижения рисков потерь на территории Китая белорусские предприятия поставляют продукцию по предоплате или (в случае договоренности сторон) могут использовать аккредитивную форму расчетов.

Также для снижения рисков в идеале необходимо встретиться лично с потенциальными китайскими парт­нерами, хотя в настоящий момент организовать свою поездку в Китай достаточно непросто ввиду эпидемиологических ограничений на территории этой страны.

По данным Минэкономики, информационную поддержку компаниям, которые собираются выходить на китайский рынок, готовы оказать исполкомы, профильные министерства и концерны, а также наше посольство в Китае и генконсульства в Шанхае, Гонконге, Чунцине, Гуанчжоу.

Кстати, на официальном сайте посольства содержится пошаговый алгоритм экспорта белорусской продукции в КНР посредством электронной торговли и там же размещены контакты крупнейших китайских производителей/импортеров, торговых палат, ассоциаций.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений