Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Кадры
14.04.2023 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №30(2626) от 14.04.2023
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как мигранты влияют на формирование рынка труда

Фото: freepik.com

Эффективность мер миграционной политики, выработка способов привлечения востребованных экономикой иностранных мигрантов, их включение в единый рынок труда обсуждались наряду с другими вопросами в ходе белорусско-российских парламентских слушаний «Актуальные вопросы миграционной политики: практические решения и перспективы законодательного регулирования».

Решение проблем занятости в рамках экономической системы одного государства сегодня невозможно. И в ходе слушаний анализировались вопросы трудовой миграции, происходящие в рамках интеграционных образований с участием РБ. С докладами кроме парламентариев обеих стран выступали представители Парламентского собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета СНГ, Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Международной организации по миграции, а также политологи, ученые, эксперты.

Куда едут гастарбайтеры?

О состоянии единого рынка труда ЕАЭС, включающего 95 млн работников, рассказал заместитель директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК Олег Артамонов.

В общей сложности в процессах трудовой миграции на территории Союза принимают участие более 1,7 млн человек. Они работают на равных с гражданами стран трудоустройства, к ним не применяются ограничения по защите национальных рынков труда. Граждане третьих государств таких преференций не имеют.

С 2016 г. в ЕАЭС наблюдается значительный рост миграционных процессов, который был прерван только в 2020 г. под влиянием COVID-19. Количество граждан Армении, трудо­устроенных в других странах ЕАЭС, увеличилось на 84% по сравнению с 2016 г., граждан Беларуси – на 78,1%, Казахстана – 128%, Кыргызстана – 145%, России – на 68%. В целом по ЕАЭС рост данного показателя составил 115%.

В абсолютных значениях правом свободного передвижения и трудоустройства активнее всего пользуются жители Кыргызстана. В 2022 г. устроились на работу в других странах Союза 987 тыс. кыргызстанцев, тогда как в 2016 г. таких было 364 тыс. Для Армении рост данного показателя составил 179 тыс. человек, для Беларуси – 77 тыс., для Казахстана – 92 тыс. Наименее активно переезжают на работу в другие страны Союза россияне – их количество увеличилось с 2016 г. по 2021 г. только на 16 тыс. человек.

Неизменно 95% трудовых мигрантов нацелены на РФ, зафиксировано снижение до 88% лишь в 2020 г.

О. Артамонов подчеркнул, что миграция за последние 5 лет внесла серьезный вклад в снижение уровня безработицы в Союзе – с 5,3 до 4,1%. Если в 2022 г. в целом по ЕАЭС уровень безработицы (в соответствии с методологией МОТ) составил 4,1% численности рабочей силы, то в Армении – 11,6%, Беларуси – 3,6%, Казахстане – 4,9%, Кыргызстане – 5,3%, России – 3,8%. На конец декабря 2022 г. в службах занятости этих стран был зарегистрирован 1 млн незанятых граждан, обратившихся в поисках работы, что на 18,8% меньше, чем на конец декабря 2021 г.

В структуре занятости мигрантов по видам деятельности лидируют строительство, торговля, обрабатывающие производства, общественное питание и гостиничный бизнес. Эти отрасли менее подвержены санкционному давлению и в перспективе могут стать драйверами восстановления экономики, считает О. Артамонов. Приезжие трудо­устроены в основном в крупнейших городских агломерациях, которые также в меньшей степени будут затронуты структурными изменениями экономики.

Без посредников не обойтись

В РФ в условиях убыли населения и темпов развития природосберегающих технологий в перспективе спрос на работников из других государств, в т.ч. из Средней Азии, сохранится. Но Россия заинтересована именно в организованной трудовой миграции, поэтому с рядом стран подписаны соответствующие договоры.

Однако притоку нужных специалистов нередко мешают серые, неформальные схемы и пути миграции в РФ, а также недостаточные профессио­нальные навыки и квалификация приезжих. Эту тему, которая затрагивает и другие страны, поднял председатель Комиссии по вопросам трудовой миграции Совета ТПП России Николай Курдюмов.

Опыт показывает, что доиммиграционная подготовка трудовых мигрантов должна начинаться на территории государства выезда. Людей необходимо готовить к тому, что «им нужно ехать через какое-то время в Россию, и они должны понимать, какие профессиональные навыки от них потребуются и как их там встретят». Для этого нужны грамотные консультанты и официальные посредники.

Необходимо силами обоих государств – и выезда, и трудоустройства – создавать инфраструктуру предвыездной подготовки. А для тех предприятий и трудовых мигрантов, которые через нее проходят, сформировать комплекс разного рода бонусов. Ведь от нанимателя цивилизованная процедура привлечения рабочей силы из-за рубежа требует больших финансовых и организационных затрат. Например, защита интересов работодателя может быть закреп­лена в правовом поле в виде разумного срока, в течение которого трудовой мигрант должен проработать в компании, обеспечившей его приезд в Россию.

Н. Курдюмов считает, что от лозунга «Посредники на рынке трудовой миграции не нужны!» придется отказаться, т.к. он убивает легальных посредников и порождает теневых.

По его мнению, при проработке нового миграционного законодательства следует также учитывать требования российских профессиональных стандартов к квалификации иностранных рабочих. Именно выявление профессиональных навыков позволит получить четкое представление о том, кто прибывает в страну.

По аналогии с blue card ЕС

Для сокращения негативного влияния санкций на экономическое развитие стран евразийской «пятерки» следует создавать условия для повышения мобильности востребованных трудящихся на едином рынке ЕАЭС.

Обсуждалась возможность использования опыта стран Евросоюза в целях разработки Карты трудящегося ЕАЭС для привлечения высококвалифицированных специалистов на единый рынок труда Союза.

Так называемая «голубая» карта (blue card) дает возможность жить и работать на территории Европы гражданам третьих стран. Она объединяет в себе разрешение на работу и вид на жительство. Причина введения – старение населения и, как следствие, – нехватка кадров по некоторым специальностям. В проекте не участвуют только Ирландия и Дания.

Программа стартовала в 2012 г. и дала возможность не только «чужим» высококвалифицированным специалистам претендовать на хорошее место работы и место жительства, но и странам – членам ЕС приглашать недостающих профессионалов.

В числе требований для получения blue card – высшее образование (со сроком обучения не менее трех лет) с присвоением степени специалиста или магистра. Диплом претендента на рабочее место должен соответствовать европейскому по рассматриваемой специальности той страны, куда он стремится. В ином случае придется подтверждать диплом. В некоторых странах кроме высшего образования нужно документально удостоверить опыт работы по специальности. В отдельных случаях он (например, если специальность особенно востребована) может заменить диплом о высшем образовании. Еще одно требование – трудовой контракт с работодателем с потенциального места работы.

Что касается зарплаты, то гарантированный уровень оплаты труда для специалистов с высокой квалификацией в ЕС отменен. Он должен соответствовать среднему уровню зарплаты на этой должности в данном государстве. Знание языка страны пребывания не входит в число обязательных требований, но владение им приветствуется.

Квалифицированным иностранцам, претендующим на blue card, помогают в поиске потенциальных нанимателей и налаживании с ними контактов не только отдельное государство, но и ЕС в целом. На ряде порталов размещена информация о рынке труда и особенностях переезда в ту или иную страну, рекомендации для поиска работы и т.д.

Рекомендации готовятся

На встрече обсуждались вопросы контроля и мониторинга миграционных процессов. О необходимости иметь наработанные алгоритмы действий по предотвращению миграционных кризисов, а также эффективному их разрешению говорил заместитель председателя Палаты представителей Валерий Мицкевич.

В Овальном зале прозвучало пожелание использовать опыт межпарламентской ассамблеи стран СНГ, рассмотрев Модельный миграционный кодекс, принятый МПА СНГ в 2022 г., модельный закон «Об убежище» и рекомендации по вопросам адаптации трудящихся-мигрантов в странах – участницах СНГ. Эти документы прошли экспертную оценку не только в парламентах стран Содружества, но и в Международной организации по миграции и Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

По результатам парламентских слушаний будут приняты практические рекомендации в отношении управления миграционными процессами. Этот документ появится позже.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений