Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Проблемы и решения
06.04.2004 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как ликвидировать предприятие?

Ликвидировать неработающее предприятие в несколько раз сложнее, чем его зарегистрировать. Эта мысль неоднократно звучала на заседании "круглого стола", посвященного проблемам правового регулирования процесса прекращения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедшего в Совете Республики. На встрече были представлены разработанные при поддержке ПРООН проекты соответствующих указа Президента и закона.
Ликвидировать неработающее предприятие в несколько раз сложнее, чем его зарегистрировать. Эта мысль неоднократно звучала на заседании "круглого стола", посвященного проблемам правового регулирования процесса прекращения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедшего в Совете Республики. На встрече были представлены разработанные при поддержке ПРООН проекты соответствующих указа Президента и закона.

Сегодня процедура ликвидации отличается крайней сложностью, дороговизной и растягивается на годы даже в том случае, если предприятие не имеет задолженности перед бюджетом (в Минске, например, после подачи всех документов приходится ждать налоговой проверки три -- четыре года). По данным налоговых инспекций, в стране не работают длительное время свыше 77 тыс. субъектов хозяйствования -- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Получается, что около 20% зарегистрированных субъектов хозяйствования, по тем или иным причинам прекративших деятельность, числятся работающими.

Председатель комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Татьяна Быкова считает, что идет искажение статотчетности, ведь никто толком не знает, сколько субъектов хозяйствования на самом деле действуют на рынке. Правительство, разрабатывая программы социально-экономического развития страны, должно опираться на реальные данные, иначе прогнозы могут оказаться неверными. Из-за того что учредители не могут ликвидировать предприятия, страдают ранее работавшие там люди, у многих из них возникают проблемы при оформлении пенсии.

По словам заместителя министра по налогам и сборам Василия Каменко, периодически реквизиты таких предприятий используются "не установленными лицами" для оформления деклараций при перемещении через границу товаров. Затем продукция "растворяется", а налоги, понятное дело, не уплачиваются. В итоге на предприятие, которое давно уже не осуществляет никакой деятельности, навешиваются долги перед бюджетом. Таможенные органы принимают такие декларации, поскольку предприятия числятся в реестре.

У налоговиков появится резон проводить проверки не работающих предприятий лишь тогда, когда будет возможность исключать их из реестра налогоплательщиков и единого государственного регистра, считает В.Каменко.

По мнению заместителя председателя Высшего хозяйственного суда Лилии Козыревой, следует обратить внимание на такую проблему. У 90% предприятий, подпадающих под ликвидацию через процедуру банкротства, при наличии долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами отсутствуют имущество и учредители. Государство несет затраты на оплату труда управляющего, на судебные издержки и т.д, пытаясь хоть что-то вытрясти из должника, но в итоге в бюджет ничего не поступает. Следует, подчеркнула Л.Козырева, разработать порядок признания такой задолженности безнадежной. А после ее списания должно приниматься решение об упрощенной ликвидации юрлица или ИП.

Решать проблему предлагается в два этапа. Первый -- проведение одноразовой акции по ликвидации. Подготовлен проект соответствующего указа Президента. Согласно этому документу предусматривается признание безнадежной задолженности юридических лиц и ИП, длительное время не осуществляющих хозяйственную деятельность, списание ее и облегченную ликвидацию таких предприятий. Кстати, 90% из них с бюджетом рассчитались. Эксперты предлагают определить сумму долгов, которые будут списываться согласно указу как безнадежные, в 250 базовых величин.

А уже после "расчистки поля" в силу должен вступить подготовленный рабочей группой закон, регламентирующий порядок ликвидации юрлиц и прекращения деятельности ИП. Разработанный проект закона определяет порядок добровольной и принудительной ликвидации, а также упрощенную процедуру ликвидации субъектов хозяйствования.

Под упрощенную систему подпадают юридические лица и ИП, выручка которых от реализации в течение двух последних лет не превышала 20 тыс. базовых величин в год. Второе условие: общегодовая сумма платежей в бюджет и внебюджетные фонды (за исключением ФСЗН, фонда занятости и подоходного налога) должна составить не менее 10% от выручки. Среднегодовая численность работников, включая работающих по договорам гражданско-правового характера, -- не выше 15 человек. На момент принятия решения у них не должно быть задолженности перед бюджетом, внебюджетными фондами и банками, они не должны иметь филиалов и быть учредителями других юрлиц. Упрощенная система ликвидации не распространяется на финансово-кредитные учреждения, на предприятия, работающие на рынке ценных бумаг и с подакцизной продукцией, и т.д. -- то есть там, где предполагаются большие обороты.

В чем суть упрощения? При этом не создается ликвидационная комиссия, следовательно, не требуется дополнительных финансовых затрат. В качестве ликвидатора может выступать директор предприятия или один из учредителей. Налоговая проверка не проводится, а справка о расчетах с бюджетом выдается налоговой инспекцией в течение 5 дней. (Сегодня же субъекты хозяйствования годами ожидают проведения налоговой проверки.) Также упрощается порядок сбора необходимых документов.

Что касается общей процедуры ликвидации, то здесь предполагается привлечение ликвидатора -- юридического или физического лица, имеющего соответствующую квалификацию. Четко определяются сроки проведения всех мероприятий, в том числе и налоговыми органами, которые в течение двух месяцев после получения информации о ликвидации должны выдать справку о состоянии расчетов с бюджетом. Предусмотрена административная ответственность всех участников за срыв сроков выполнения этих этапов прекращения деятельности субъекта хозяйствования.

Если предприятие или ИП полностью рассчитаться по долгам не могут, то они подпадают под законодательство о банкротстве.

Законопроект предлагает иной критерий для проведения принудительной ликвидации -- непредоставление юридическим лицом налоговой отчетности в течение трех месяцев подряд (сегодня -- шесть месяцев).
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by