Как используется госимущество: статистика, влияние кризиса, возможности для бизнеса
Эффективное использование государственного имущества – одна из проблем, находящихся в центре постоянного внимания правительства страны и региональных властей. Благодаря тому что Белстат и Комитет госимущества регулярно публикуют данные по вовлечению неиспользуемого имущества в оборот, мы решили посмотреть, как изменилась ситуация с использованием государственного имущества после начала кризиса.
Почти 700 Национальных библиотек в собственности государства
Если взять общую площадь неиспользуемого имущества по каждому региону страны и умножить на коэффициент использования такого имущества, то легко можно посчитать общую площадь недвижимости, которой сегодня распоряжается государство, государственные организации и организации с государственной долей в уставном фонде: это 77,2 млн кв.м, что эквивалентно площади 680 Национальных библиотек.
Большая часть этого имущества используется организациями, сдается в аренду и предоставляется в безвозмездное пользование. А то, что не может быть вовлечено в оборот перечисленными выше способами, продается в частную собственность по итогам проведения аукционов.
Меньше всего казенной недвижимости расположено в Брестской и Могилевской областях – по 8,9 млн кв.м в каждой. Минск по данному показателю занимает среднее положение с площадью государственного имущества 10,1 млн кв.м.
Главным способом вовлечения имущества в оборот остается аренда
Коэффициент использования объектов госимущества довольно высокий: в зависимости от области он варьируется в пределах 94,1– 98,8%.
Большая часть имущества задействована в хозяйственной деятельности государственных организаций. А то, что эти юридические лица не используют сами, обычно сдается в аренду или передается в безвозмездное пользование.
Общая доля имущества, введенного в хозяйственный оборот таким способом за январь-март 2020 г., составила 8,9%.
Наиболее высокий процент принадлежащих государству активов, сданных в аренду или предоставленных в безвозмездное пользование, наблюдается в Минске (13,3%), Витебской (12,2%) и Могилевской (19,8%) областях.
Однако не всегда сдача в аренду означает, что проблема по эффективному использованию госимущества окончательно решена.
Об этом свидетельствует значительный размер задолженности перед бюджетом по аренде объектов недвижимости в отдельных регионах. Например, в Минске и Могилевской области размер такой задолженности по состоянию на 1 апреля 2020 г. составил 839 и 443 тыс. руб. соответственно.
Как выявляют неиспользуемое имущество и вводят его в оборот
Доля объектов, которые не используются, учитывается отдельно и попадает в статистику по регионам. Коэффициент использования госимущества является главным критерием, который позволяет оценить эффективность работы государственных органов по вовлечению неиспользуемых активов в хозяйственный оборот.
Лучше всего эта работа поставлена в Минске и Гомельской области. Доля неиспользуемого имущества здесь одинаково невысока – 1,2%.
Несколько хуже обстоят дела в Витебской области, где по состоянию на 1 апреля не были вовлечены в хозяйственный оборот 582 тыс. кв.м, или 5,9% от их общего количества.
Со своей стороны Витебскоблимущество старается уменьшить этот показатель за счет продажи неиспользуемых объектов с аукционов. Как сообщается на сайте Комитета госимущества, с начала года в Витебской области проведено 43 результативных аукциона, по итогам которых в бюджет поступило 975 тыс. руб.
На примере работы Витебскоблимущества можно увидеть, как происходит процесс вовлечения неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот. Например, по поручению облисполкома комитет Витебскоблимущество провел обследование объектов недвижимости, находящихся в собственности ОАО «Витебскоблавтотранс».
Таковых было выявлено достаточно много: 23 неиспользуемых и 9 неэффективно используемых. В результате совместной работы определены способы и сроки вовлечения в хозяйственный оборот данного имущества: часть их пополнила базу предложений по сдаче помещений в аренду, некоторые готовятся к продаже на аукционе. Часть недвижимости планируется передать в коммунальную собственность для сноса и выделения участка под жилую застройку.
Из-за кризиса использование госимущества начинает сокращаться
Чтобы увидеть, как изменилось использование государственного имущества в условиях кризиса, мы сопоставили площадь неиспользуемого имущества на начало периода и на 1 апреля (самые свежие данные, которые раскрывает Белстат).
Результаты сравнения можно увидеть в таблице. Если по итогам 9 месяцев до начала кризиса (с 1 апреля 2019 г. по 1 января 2020 г.) неиспользуемая площадь активно сокращалась по большинству областей (за исключением Могилевской и Гомельской), то по итогам первых трех месяцев 2020 года только две области смогли похвастаться такой динамикой, в остальных неиспользуемая площадь выросла.
Еще один индикатор ухудшения – рост задолженности по аренде таких объектов недвижимости. Наиболее яркий пример – Могилевская область, где за 3 месяца задолженность по аренде выросла с 102 до 443 тыс. руб. С учетом того что данные статистики охватывают только 3 месяца, можно предположить, что ситуация будет только ухудшаться, а значит, еще один источник пополнения бюджета может оказаться под угрозой.
Поучаствовать в приватизации может каждый
Как говорилось выше, одним из способов реализации неиспользуемого государственного имущества является его продажа на аукционах.
Проведение таких аукционов входит в компетенцию местных комитетов, а общую информацию об их проведении можно найти на официальном сайте Госкомимущества gki.gov.by в разделе «Аренда/продажа имущества», сайтах местных исполкомов, в государственных печатных изданиях.
Принять участие в аукционе может любое физическое или юридическое лицо, подав соответствующее заявление, предоставив необходимые документы и уплатив задаток на указанные реквизиты.
Аукционы проходят стандартно, на повышение первоначально установленной цены. Если вы оказались единственным участником, объект можно приобрести по начальной цене, увеличенной на 5%. В каждом конкретном аукционе условия проведения могут отличаться, однако все они доводятся до участников при подаче документов.
|
01.04.2019 |
01.01.2020 |
01.04.2020 |
Изменение за |
|
9 мес 2019 г. |
3 мес 2020 г. |
||||
Минск |
175 334 |
157 979 |
121 024 |
-17 355 |
-36 955 |
Минская область |
315 123 |
295 550 |
321 360 |
-19 573 |
25 810 |
Витебская область |
646 286 |
590 092 |
581 932 |
-56 194 |
-8 160 |
Могилевская область |
365 241 |
400 103 |
409 718 |
34 862 |
9 615 |
Брестская область |
272 401 |
197 518 |
214 496 |
-74 883 |
16 978 |
Гомельская область |
149 739 |
150 915 |
162 786 |
1 176 |
11 871 |
Гродненская область |
411 451 |
395 587 |
513 968 |
-15 864 |
118 381 |