Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №21(2715) от 19.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2333
EUR:
3.5221
RUB:
3.5135
Золото:
224.9
Серебро:
2.62
Платина:
98.24
Палладий:
112.06
Назад
Консультации
19.07.2022 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как будут оценивать хозоперации при применении статьи 33 НК

Правительство определило критерии оценки хозяйственных операций при доначислении налогов на основании п. 4 ст. 33 НК.

До последнего времени основным ориентиром при оценке рисков того, не будет ли избранная субъектом хозяйствования налоговая стратегия истолкована контролирующими органами как незаконная минимизация налогов, служила непосредственно правоприменительная практика. Можно было также ориентироваться на постановление Пленума Верховного Суда от 19.12.2019 № 6 «О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений».

Вместе с тем при внесении последних изменений в НК правом установить особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), был наделен Совмин (абз. 3 п. 4 ст. 33 НК).

Правительство реализовало это право, приняв постановление от 15.07.2022 № 465 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций».

В постановлении № 465 закреплено, что реальная суть хозяйственных операций и фактические обстоятельства их совершения имеют преимущество над их оформлением в первичных учетных и иных документах.

Из документа следует, что о незаконной налоговой оптимизации можно говорить тогда, когда экономическая выгода в виде неуплаченных (не полностью уплаченных) и (или) зачтенных, возвращенных сумм налогов (сборов) получена в результате совершения хозяйственных операций, «не обусловленных разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности».

Основаниями для отнесения действий или событий к таким хозоперациям могут служить:

– указание недостоверных сведений в первичных учетных документах при реализации товаров на внутреннем рынке с применением ставки НДС 10% по ценам ниже их себестоимости (для товаров собственного производства), цены приобретения (для приобретенных товаров), повлекшее превышение вычетов по НДС над общей суммой этого налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и вычет сумм НДС в полном объеме независимо от исчисленных сумм налога;

– создание условий, формально соответствующих законодательству, для пролонгирования предельного срока использования налоговых льгот;

– реализация товаров (работ, услуг) с применением нулевой и 10%-ной ставок НДС для получения права на зачет и (или) возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС в сумме, многократно превышающей оборот по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– подмена трудовых отношений с физлицами, в т.ч. зарегистрированными в качестве ИП, гражданско-правовыми;

– реализация основных средств, ТМЦ юридическим и (или) физическим лицам, в т.ч. ИП, по значительно заниженной стоимости с дальнейшей перепродажей этих основных средств, ТМЦ по рыночной (близкой к ней) цене;

– намеренная госрегистрация нескольких юрлиц и (или) ИП и (или) намеренное разделение деятельности между юрлицами и (или) ИП, имеющими право на применение особых режимов налогообложения и (или) налоговых льгот, т.е. дробление бизнеса;

– иные действия и (или) события, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора).

Оценивая деятельность проверяемого субъекта и участников предполагаемой схемы искусственного дробления бизнеса, контролирующие органы должны будут изучить:

– при каких обстоятельствах происходили госрегистрация участников и (или) разделение их деятельности;

– имеется ли прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) субъекта хозяйствования и участников схемы;

– достаточно ли у участников трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов для осуществления реальной предпринимательской деятельности в своих интересах, а также в интересах проверяемого субъекта;

– как организовано взаимодействие данного субъекта и участников схемы;

– как в рамках схемы принимаются управленческие решения, не выполняют ли органы управления проверяемого субъекта и контролирующие его лица координирующие функции;

– какова налоговая нагрузка субъекта хозяйствования и участников;

– не осуществляют ли участники схемы идентичные или связанные между собой направления (виды) деятельности.

Постановление № 465 вступает в силу с 20.07.2022. При этом его действие не распространяется на проведенные до этой даты проверки (т.е. на те, по которым составлены акты или справки), а также на дополнительные проверки по отношению к уже проведенным.

Бизнес-союз осторожен в прогнозах реализации постановления об оценке хозяйственных операций

Читайте нас в Telegram

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений