Качественное бизнес-образование – условие роста национальной экономики

Потенциал, миссию и критерии качества бизнес-образования, а также варианты решения назревших в этой сфере проблем обсудили на конференции, состоявшейся 19 ноября 2024 г. в Минске в рамках Белорусской недели предпринимательства.
Конференция «Сфера бизнес-образования – белорусскому бизнесу: возможности и запросы, взаимный интерес» была организована Бизнес союзом предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского (БСПН), Ассоциацией развития менеджмента и сферы бизнес-образования и Ассоциацией трекеров и бизнес-консультантов. Также соорганизатором выступило Министерство экономики.
Усилившийся в последние годы интерес со стороны делового сообщества к указанной сфере не случаен, ведь качество бизнес-образования и его соответствие мировым стандартам влияют в целом на эффективность работы компаний, качество управленческих решений – начиная от микроуровня и заканчивая масштабами национальной экономики.
В свою очередь, причины внимания БСПН к бизнес-образованию пояснила сопредседатель правления – директор Бизнес союза Жанна Тарасевич: «Креативность принимаемых на уровне топ-менеджмента решений очень важна, поэтому развитие сферы бизнес-образования представляется в высшей степени приоритетным. Наш бизнес-союз это знамя подхватил, создав соответствующую профессиональную ассоциацию. Были бы рады на партнерских отношениях работать со всеми заинтересованными в этом процессе».
Уникальный, но не всеми востребованный инструмент
Отвечая на вопрос, чем может быть полезно бизнес-образование государству и бизнесу, участники конференции попытались определить, в чем заключается его уникальность. И пришли к выводу, что качество управления и степень конкурентоспособности экономики напрямую зависят от наличия эффективного инструмента передачи новых технологий из сферы науки в систему хозуправления. Таким инструментом и является бизнес-образование.
В Беларуси, увы, его потенциал недооценен. Так, председатель Ассоциации развития менеджмента и сферы бизнес-образования при БСПН, директор бизнес-школы «Здесь и Сейчас» Дарья Богович сообщила, что анализ бизнес-образования за рубежом, в т.ч. в России и Казахстане, показал, что наша страна, к сожалению, отстает в этой сфере. Поэтому цель состоявшегося диалога с участием представителей госорганов Д. Богович сформулировала так: «Цель мероприятия – не поиск компромисса, поскольку в бизнесе компромисс является самой проигрышной стратегией. Самая выигрышная – это сотрудничество и партнерство, она поможет нам сделать страну сильнее и вывести ее на качественно новый уровень».
Как оценить качество образования
Структурно бизнес-образование в Беларуси базируется на трех главных элементах:
1) вузы, которые разрабатывают и внедряют учебные программы;
2) институты переподготовки кадров;
3) коммерческие организации.
Анализируя эту структуру, заместитель председателя Ассоциации трекеров и бизнес-консультантов Игорь Сидоренко посетовал, что руководителю предприятия крайне сложно разобраться в том, где могут предложить действительно эффективное обучение, из-за постоянно присутствующего «информационного шума». А виной всему – отсутствие четких критериев качественности бизнес-образования.
По мнению И. Сидоренко, их четыре. Во-первых, ориентированность на практику. Важно не просто наличие тренингов, мастер-классов и практических занятий, а возможность для собственника непосредственно внедрять полученные знания на практике. Ценность любого бизнес-курса высока, если он состоит на 30% из теории и на 70% из практики. Во-вторых, непрерывность образования. Должна существовать своеобразная «карта отслеживания роста обучающегося» для придания смысла самому процессу получения знаний – от старта и на далекую перспективу. В-третьих, приоритет – за преподавателями-практиками. Теории сегодня достаточно в интернете, и только те наставники, которые на собственном опыте знают, что такое бизнес, представляют особую ценность. В-четвертых, перманентное обновление образовательных программ. Курсы, которые не обновляются год-два, безнадежно устаревают, а если говорить о маркетинге и искусственном интеллекте, то счет идет на месяцы.
По мнению эксперта, для развития системы бизнес-образования важно понимать, почему полученные знания не внедряются на практике. Как правило, это банальное отсутствие времени на внедрение – рабочий цикл переполнен операционкой и рутиной. Другой барьер – недостаточность у компании необходимых материальных и человеческих ресурсов для внедрения новшеств. Наконец, отсутствие серьезной мотивации для инициирования процесса внедрения – не каждый способен совершать конкретные целенаправленные шаги, особенно если отсутствует поддержка со стороны руководителя.
Потенциал для роста есть
Не обошли вниманием на конференции вопросы нынешнего объема рынка бизнес-образования и перспективы его расширения. Интересные цифры привел заместитель директора БСПН Дмитрий Крупский.
По его словам, с 1996 по 2022 год обучение по программам MBA и их производным в Беларуси прошли около 5 тыс. слушателей, т.е. в среднем в год 192 человека. Вместе с тем за последние 15 лет количество субъектов хозяйствования всех форм собственности в стране практически не изменилось и составляет около 116 тыс. Из них примерно 3 тыс. – это крупные и средние компании, в которых трудятся руководитель и минимум три заместителя. Несложный подсчет показывает, что ключевой потенциальный контингент слушателей программ по типу MBA составляет около 12 тыс. человек. А если добавить к ним председателей наблюдательных советов средних и крупных хозяйственных обществ (около 3 тыс. юрлиц), то количество потенциальных слушателей достигнет 15 тыс. человек.
При средней стоимости обучения, составляющей в эквиваленте 7 тыс. USD, потенциальный объем рынка бизнес-образования в Беларуси приближается к 105 млн USD. «И это без учета иных образовательных программ повышения квалификации, не связанных с программами MBA», – подчеркнул Д. Крупский.
Это потенциал, а что в реальности? Анализ ответов на запрос Минэкономики, направленный всем ключевым игрокам рынка, о количественных и качественных параметрах их работы показал, что фактическая стоимостная оценка емкости рынка бизнес-образования составляет примерно 7,5 млн USD в эквиваленте. Очевидно, что потенциал данного сегмента рынка хронически недоиспользуется. Задействование этого потенциала в полной мере – жизненная необходимость, если мы хотим добиться кратного роста качества управления национальной экономикой.
Что важно предпринять
Как отметил Д. Крупский, мировой опыт показывает: чем больше в стране бизнес-школ, реализующих программы по типу MBA и их производные, чем больше выпускников таких программ из числа действующих топ-менеджеров, тем выше устойчивость национальной экономики в отношении внешних вызовов и угроз, ее эффективность и конкурентоспособность.
Для реализации значительного потенциала сферы бизнес-образования необходимы консолидация и самоорганизация сообщества провайдеров этих услуг вне зависимости от их формы собственности и ведомственной принадлежности. Решение этой задачи позволит повысить уровень качества услуг, защитить и продвинуть коллективные интересы игроков рынка, обеспечить их участие в подготовке управленческих кадров новой формации – сошлись во мнении участники конференции.
Государственным органам – регуляторам сферы бизнес-образования (Минэкономики, Минобразования) предложено рассмотреть возможность широкомасштабного использования потенциала этой сферы путем разработки и издания нормативного правового акта, в котором будет предусмотрен и описан механизм государственного заказа на подготовку управленческих кадров для национальной экономики.