Рынок бизнес-образования идет к саморегулированию
Ассоциация развития менеджмента и сферы бизнес-образования утвердила требования к коммерческим организациям, которые претендуют на получение статуса бизнес-школы. Для рынка бизнес-образования, услугами которого пользуются многие компании, это важное событие.
Индикаторы рынка и его потенциал
В последние годы государство обратило особое внимание на развитие бизнес-образования в стране. С учетом этого данная тема в I квартале обсуждалась в рамках рабочей встречи с участием первого заместителя министра экономики Андрея Картуна на базе Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского.
В протоколе по итогам данного мероприятия были зафиксированы экспертные оценки параметров развития рынка бизнес-образования. Так, за 1996–2022 гг. около 5 тыс. менеджеров прошли обучение по программам МВА и их производным (ЕМВА, мини-МВА).
Согласно оценке экспертов, потенциальная емкость сегмента отечественного рынка программ МВА (ключевых программ сферы бизнес-образования) составляет 14 тыс. слушателей и почти 100 млн USD в денежном эквиваленте (с учетом среднерыночной стоимости обучения одного слушателя 7 тыс. USD).
Сейчас объем рынка бизнес-образования РБ оценивается в размере 7,5–9 млн USD.
Таким образом, эксперты видят возможность для кратного роста рынка бизнес-образования. Почему?
Официальные данные свидетельствуют, что экономика испытывает нехватку квалифицированных кадров (включая менеджеров топового уровня).
В мае этого года в парламенте Минэкономики представило показательные цифры, свидетельствующие о недостаточной квалификации кадров на многих предприятиях. Так, проанализировав ситуацию на 322 предприятиях, министерство пришло к выводу, что 40% топ-менеджеров госпредприятий не имеют экономического, управленческого или бизнес-образования, однако осуществляют управленческую деятельность.
Правда, 31% топ-менеджеров прошли переподготовку по экономическим и управленческим специальностям, 6,4% завершили отдельные модули программы MBA и лишь 3,5% завершили полностью программу MBA. В этом году, по данным Минэкономики, планируется направить не менее 100 менеджеров на обучение по программе MBA.
Инструмент саморегулирования
Кстати, обучение менеджеров предприятий промышленности по программам MBA обсуждалось в апреле этого года на площадке Министерства экономики. Там подчеркивалось, что для реализации задач социально-экономического развития, закладываемых на 2026–2030 гг., «уже сегодня необходимо начать подготовку топ-менеджмента предприятий»
При этом государство хочет быть уверено, что качество услуг на рынке бизнес-образования (в частности, в случае переподготовки специалистов по программам MBA) будет на высоком уровне.
С учетом этого в 2022 г. правительством (постановление от 30.08.2022 № 559) был определен порядок предоставления коммерческой организации статуса бизнес-школы. Одним из условий получение такого статуса является наличие рекомендации профильной ассоциации.
В апреле текущего года при Бизнес союзе предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского была создана Ассоциация развития менеджмента и сферы бизнес-образования. А уже в июле она утвердила отраслевую методику. Упрощенно говоря, методика описывает требования, которым должна соответствовать организация, чтобы быть достойной, по мнению Ассоциации, называться бизнес-школой.
Фактически методика может стать инструментом саморегулирования рынка бизнес-образования, когда участники рынка, объединенные в Ассоциацию, смогут на основании четких критериев выражать отраслевую позицию и давать рекомендации тем компаниям, которые, по их мнению, достойны называться бизнес-школой.
«ЭГ» попросила эксперта рассказать о том, что ждет рынок бизнес-образования в обозримом будущем.
Дмитрий Крупский, заместитель директора по развитию БСПН им. М.С. Кунявского:
– Для получения официального статуса бизнес-школы коммерческая организация должна будет собрать пакет документов и среди прочего получить рекомендацию профильной ассоциации.
Поэтому Ассоциация развития менеджмента и сферы бизнес-образования при БСПН им. М.С. Кунявского утвердила методику, в которой описываются критерии соответствия корпоративным требованиям (к добропорядочности деловой репутации; обеспечению качества услуг бизнес-образования; образовательному потенциалу организации) и каждый блок конкретизируется с помощью набора соответствующих критериев.
В результате появляется возможность всесторонне оценить деятельность каждой организации-соискателя. При этом оценивать соискателей и принимать решение о выдаче рекомендации будут непосредственно сами игроки рынка бизнес-образования – члены упомянутой Ассоциации. Тем самым созданы условия запуска механизма по получению рекомендации наиболее серьезными и авторитетными игроками рынка бизнес-образования.
В случае соответствия упомянутым корпоративным требованиям Ассоциация будет выдавать свои рекомендации компаниям, которые претендуют на получение статуса бизнес-школы. Рекомендация необходима для последующего обращения в Минэкономики, которое уполномочено принимать решение о присвоении организации статуса бизнес-школы.
Полагаем, что этот официальный статус, подтверждающий компетенции организации, окажется востребованным среди участников рынка бизнес-образования. С учетом этого можно предположить, что уже к концу 2024 г. у нас в стране появятся одна-две бизнес-школы, чей официальный статус будет подтвержден решением Минэкономики.
Кроме того, наличие данного статуса даст основания для последующего получения лицензии на переподготовку и для аккредитации образовательной программы по специальности «Деловое администрирование» в Министерстве образования, что позволит таким бизнес-школам выдавать дипломы о переподготовке по программе – аналогу MBA с присвоением соответствующей квалификации.
Согласно экспертным оценкам, потенциал для роста белорусского рынка бизнес-образования весьма существенный. Так, за 1996–2021 гг. только по программам МВА (не включая ЕМВА и мини-МВА) прошли обучение порядка 1,6 тыс. слушателей.
В то же время с учетом численности топ-менеджеров крупных и средних компаний в обучении по программам MBA могут быть заинтересованы около 17 тыс. топ-менеджеров (14 тыс. – топ-менеджмент плюс 3 тыс. – председатели набсоветов и руководители крупных учреждений, ведущих внебюджетную/коммерческую деятельность).
Таким образом, следует констатировать наличие колоссального резерва для раскрытия потенциала белорусского бизнес-образования и повышения его вклада в подготовку современных управленческих кадров. А в конечном счете – в экономический рост страны.
Поэтому ключевые задачи сферы бизнес-образования видятся в ликвидации функциональной неграмотности управленцев компаний; распространении передовых управленческих технологий и практик в национальной экономике и обеспечении перманентного (непрерывного) роста уровня профессиональной компетенции менеджеров субъектов хозяйствования. Все это в совокупности будет способствовать повышению национальной конкурентоспособности.