Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Зарубежный опыт
29.11.2021 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Германия на протяжении многих лет входит в число лидеров европейской и мировой экономики

Иллюстрация с сайта europeanceo.com

ФРГ – крупнейшая экономика Европы и одна из самых состоятельных и развитых экономик в мире. Цифры экономической статистики говорят сами за себя: в 2018 г. в рейтинге стран по общему объему ВВП Германия занимала четвертую позицию, по объему ВВП по паритету покупательной способности – пятую. Если обратиться к рейтингу экономик мира в 2020–2021 гг. (по данным ООН), то здесь Германия уверенно занимает четвертую позицию, уступая только лишь Японии, Китаю и США.

Можно отметить, что до 2007 г. страна находилась соответственно на третьем и четвертом местах. Некоторый регресс обусловлен мировой конъюнктурой и волатильностью, возникшей после кризиса 2008 г., однако тот факт, что Германия на протяжении десятилетий сохраняет позиции в числе мировых экономических лидеров, позволяет рассматривать ее в качестве стержневой станы Европейского сообщества.

Характеризуя экономику Германии образца 2021 г., целесообразно очертить некоторый круг ее основных черт и специфических особенностей. Германия – государство с постиндустриальной экономикой, т.е. экономикой услуг и экономикой знаний. Именно сфера услуг занимает в экономике страны около 54%, 45,9% приходится на производственный сектор, 0,1% – на агробизнес.

Доминирование сектора услуг является сложившимся базисом: еще по результатам 2011 г. их доля в ВВП страны составляла 78%. В некотором историческом экскурсе отметим, что с начала 1970-х гг. сфера услуг демонстрировала поступательный рост, однако уже к 2001 г. обогнала промышленность. При этом основная доля услуг приходится на область промышленности. Некоторый откат, который отмечается в последние годы, обусловлен главным образом естественным переформатированием структуры сферы услуг: за текущее пятилетие особую значимость стали обретать такие виды услуг, как электронное обеспечение, обработка цифровых параметров, логистика, лизинг и др.

Дальнейшее развитие данного сектора имеет под собой достаточно оснований: созданы все условия для развития туризма, финансовых услуг, значимым фактором в этом ключе является налаженная сеть высокоэффективных железных и автомобильных дорог, востребованные воздушные гавани и морские порты, имеющие высокую пропускную способность и безусловную логистическую значимость.

Второй доминантой, которая обеспечивает устойчивость экономики ФРГ, является промышленность страны. Анализируя ее структуру, можно выделить автомобилестроение, строение общественного транспорта, сектор технического оснащения. Весьма значима роль черной металлургии, а также химии, фармацевтики, косметики. Нельзя не отметить и ставшее своеобразным брендом понятие немецкого качества. Весьма наглядно это прослеживается на примере немецкого автопрома: именно немецкие автомобили давно зарекомендовали себя как одни из наиболее надежных, а научные центры, филиалы и дилерские центры немецких автогигантов имеют более чем широкую мировую географию.

Высокопроизводительным остается и сельское хозяйство Германии. Страна входит в число лидеров по производству зерна, продукции животноводства, молока. Отметим, что уровень эффективности сельскохозяйственного производства ФРГ – а он существенно выше, чем в ЕС в целом – обусловлен высочайшей степенью механизации, применением современных и инновационных агропромышленных технологий. При этом в сельском хозяйстве стран, где заняты всего около 2–3% работоспособного населения, превалирует мелкое семейное фермерство, которое привлекает при необходимости временных работников, располагающих основным источником дохода в других сферах занятости.

Пандемия коронавируса негативно сказалась на экономике всех стран. В этом смысле Германия исключением не стала. По данным Федерального статистического ведомства ФРГ (Destatis), на начало мая 2021 г. объем поставок немецкой продукции на мировой рынок достиг 126,5 млрд евро – объем поставок фактически восстановился до уровня февраля 2020 г., за которым последовал жесткий спад, вызванный COVID-ограничениями и локдаунами. Текущий потенциал экономки страны, а также отложенный из-за пандемии внутренний и внешний спрос допускают некоторые оптимистичные прогнозы. По результатам 2021 г. Deutsche Bank скорректировал цифры роста ВВП Германии, подняв планку с 3,7 до 4%. Аналогичная позиция и у Commerzbank, который поднял прогнозные значения с 3,5 сразу до 4%.

Будучи ведущей экономикой ЕС, Германия является одним из основных доноров проекта возведения и укрепления общеевропейского дома. При этом размер немецкого участия в бюджете ЕС увеличивается год от года: если по итогам 2018-го Германия внесла 17,213 млрд евро, то по итогам 2021 г., как ожидается, направит туда рекордную сумму – сразу 38 млрд. Именно такая цифра содержится в ответе федерального правительства на запрос одного из членов Бундестага Джеральда Ульриха. Для сравнения: в 2020 г. общий объем финансирования, направленный ФРГ в европейский бюджет, составил 31,9 млрд евро. Цифры говорят сами за себя. Вместе с тем целесообразно рассмотреть и некоторые относительные величины. Бюджет Германии в 2018 г. составил 343,6 млрд евро, соответственно, внесенные страной в бюджет ЕС 17,213 млрд – это около 5% бюджета ФРГ. Если говорить об актуальной динамике, то следует отметить: бюджет Германии на 2021 год определен на уровне 498,62 млрд евро, следовательно, запланированные в обустройство общеевропейского дома ассигнования размером 38 млрд – это 7,62%. Очевидно, что имеет место поступательный рост нагрузки на бюджет ФРГ, в т.ч. и в относительных величинах.

Подобная динамика – а двукратный рост, случившийся за несколько лет, нельзя не назвать существенным – объясняется тем, что после Brexit именно Германия взяла на себя роль флагмана и ядерного компонента углубления европейских интеграционных процессов. Соответственно, финансовая составляющая тоже значительным образом возросла. Германия объективно стала самым главным донором ЕС-интеграции.

Необходимость нести повышенные финансовые обязательства неоднозначным образом была воспринята в европейских странах, которые относятся к числу наиболее экономически развитых. В этом ключе целесообразно отметить, что после выхода Великобритании из ЕС Еврокомиссия пересмотрела структуру взносов, которые осуществляют основные государства-доноры. Так, с 1,17 до 1,14 % снижен взнос, определяемый как процент от ВВП страны, уплачиваемый в общеевропейский бюджет, кроме того, сокращены ставки таможенных сборов.

Как ожидается, в 2021–2025 гг. это позволит сэкономить Германии 8,4 млрд евро.

Еще один важный аспект, который определяется экономическим положением Германии и достигнутым там уровнем жизни, заключается в том, что страна на протяжении многих лет является центром притяжении миграционных потоков. Уровень гарантированных государством социальных гарантий для мигрантов заставляет многих искать различные способы попасть в Германию и легализоваться там в соответствующем статусе. К слову, по данным на 2020 год в Германии проживало 1,31 млн лиц, которые получили статус беженца (в 2019 г. было на 50 тысяч человек больше). Совершенно понятно, что необходимость решения проблемы поддержки мигрантов – а она требует постоянного участия и финансовых вливаний – также есть одно из следствий проводимой ФРГ политики относительной открытости.

Говоря о некоторых положительных аспектах, которые инспирированы фактическим положением ФРГ как стержневой страны Европейского сообщества, отметим следующее.

Фактически Германия, равно как и другие страны-доноры, может извлекать (и извлекает) больше выгод от присутствия на общем европейском рынке. Существует точка зрения, согласно которой на те финансовые ресурсы, которые предоставляют государства-доноры и которые так или иначе получают страны-реципиенты, последние закупают промышленную продукцию и делают это именно у тех самых флагманов и лидеров в сфере технологий и промышленного производства (условно говоря, у той же Германии и Голландии).

В целом представляется обоснованным тезис о том, что роль Германии как стержневой экономики Европейского союза детерминирована комплексом эффектов как положительного, так и отрицательного свойства. Нахождение здесь некоторого баланса, точки паритета – одна из основных системных задач социально-экономической реальности современной Германии, решение которой при всей своей инвариантности должно подчиняться необходимости дальнейшего поступательного прогресса как национальной экономики ФРГ, так и экономики ЕС в целом.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений