$

2.1499 руб.

2.4501 руб.

Р (100)

3.2409 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

25.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Изменения в Закон «О защите прав потребителей» вступили в силу

28.12.2018
Изменения в Закон «О защите прав потребителей» вступили в силу
Фото: visa.ca

Закон от 13.06.2018 № 111-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» вступил в силу 23 декабря 2018 г. О том, что в итоге изменилось в новой редакции Закона «О защите прав потребителей» (далее – Закон), рассказала журналистам Инна ГАВРИЛЬЧИК, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.

Проект Закона прошел достаточно серьезный путь: при разработке изменений и дополнений учитывалось мнение общественных объединений в сфере прав потребителей, мнение бизнеса, рассматривались все предложения. Более того, проект Закона прошел общественное обсуждение, также был рассмотрен на общественно-консультативном совете. Естественно, высказывалось много замечаний и предложений, которые были отработаны. И, конечно, законодательство приводилось в соответствие с иными нормативными документами РБ и нормативными документами ЕАЭС.

«В итоге мы получили готовый документ – Закон «О защите прав потребителей» в новой редакции, который хорошо актуализирован», – поделилась с прессой начальник управления.

В частности, по предложениям общественных объединений в сфере защиты прав потребителей в обновленный Закон внесены следующие изменения.

1. Оптимизированы требования к информации о товарах (работах, услугах).

Закон дополнен нормами о том, что потребителю должна доводиться информация:

о стране происхождения товара (когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают) (подп. 2.91 п. 2 ст. 7 Закона);

о классе энергоэффективности товара (по перечню, предусмотренному законодательством и техническими регламентами) (подп. 2.131 п. 2 ст. 7 Закона).

Информация до потребителя должна доводиться на белорусском и (или) русском языках. Кроме того, предусмотрена обязанность субъектов, реализующих товары дистанционно по описаниям, содержащимся в рекламе или иных информационных источниках (в т.ч. через интернет), в них указывать цену шрифтом, размер которого должен быть не менее половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в описании. Также по требованию потребителя вся информация о товаре должна быть доведена до него продавцом в письменной форме (п. 9 ст. 7 Закона).

2. Закреплено право потребителя на осуществление расчетов в наличной и безналичной формах. При этом введен запрет на установление субъектом торговли (обслуживания) различных цен (тарифов) в зависимости от формы оплаты (п. 4 ст. 91 Закона).

3. Введен запрет на требование у потребителя предъявления паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при возврате ему денежных средств (за исключением тех случаев, когда при покупке предъявлялся паспорт) (п. 8 ст. 20 Закона).

4. Уточнен порядок отзыва небезопасного товара от потребителей и порядок информирования об этом потребителей и уполномоченные государственные органы (п. 5 ст. 12 Закона).

«МАРТ совместно с Госстандартом периодически ведет схожую работу: когда к нам поступает информация об отзыве того или иного товара, мы размещаем ее у себя на сайте», – отметила начальник управления МАРТ.

5. Предусмотрено право потребителя на односторонний отказ от договора о выполнении работы (оказании услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов (п. 1 ст. 381 Закона).

По предложениям бизнес-сообщества в Закон внесены следующие изменения.

1. В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров установлен особый порядок заявления требований. По истечении 30 дней после покупки такого товара потребитель вправе заявить требование о замене или возврате только в 2 случаях: при выявлении существенного недостатка либо при нарушении субъектом сроков безвозмездного ремонта (п. 7 ст. 20 Закона).

2. Предусмотрена обязанность потребителя при возврате качест- венного товара вернуть его в упаковке, в которой он был продан (п. 2 ст. 28 Закона).

3. Предусмотрена возможность увеличения с письменного согласия потребителя срока бесплатного (гарантийного) ремонта с 14 до 30 дней (п. 1 ст. 22 Закона).

4. Вводится обязанность ремонт- ных организаций осуществлять проверку качества доставленного им продавцами (поставщиками) товара в трехдневный срок (п. 11 ст. 20 Закона).

5. Предусмотрено право продавца (изготовителя, поставщика, ремонт- ной организации) на взыскание расходов на хранение товара с потребителей, которые по истечении 2 месяцев с момента проведения экспертизы либо бесплатного ремонта не являются без уважительных причин и не забирают товар (п. 15 ст. 20 Закона).

«Кроме того, с целью приведения Закона в соответствие с правом ЕАЭС и законодательными актами РБ был внесен ряд технических правок. Их много, но они небольшие. И, если говорить об их содержании, то преимущественно они связаны с маркировкой, качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) и иными вопросами.

Также, когда вносились изменения в Закон, была поставлена задача: привести в соответствие, а также урегулировать отдельные моменты, по которым у потребителей возникало много вопросов. В связи с этим под обновленный Закон МАРТ разработал проекты постановлений Совмина и проект постановления МАРТ, т.н. подзаконные акты, которые уточняют, детализируют вопросы, отраженные в Законе, – сообщила журналистам И. Гаврильчик. – В частности, нами разработано Положение о порядке реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) по подарочному сертификату или иному подобному документу, а также проект постановления Совмина, который утверждает Положение о порядке информирования потребителей о временном изменении режима работы».

Автор публикации: Ирина ТАТАРИНОВА