Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №47(2741) от 25.06.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1955
EUR:
3.4286
RUB:
3.6519
Золото:
239.25
Серебро:
3.04
Платина:
102.79
Палладий:
103.66
Назад
Аудит
18.06.2024 14 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №45(2739) от 18.06.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Итоги проверок бизнеса в 2024 году и рекомендации аудиторов

Фото: shutterstock.com

Обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2023 год должен быть проведен до 30 июня 2024 г. Очередной аудиторский «сезон» приближается к своему завершению. «ЭГ» попросила топ-менеджеров аудиторских компаний рассказать о впечатлениях от проверок, выявленных нарушениях и рекомендациях, к которым, по мнению экспертов, бизнесу стоит прислушаться.

Иван Станкевич, партнер B1 Belarus:

stankevich.jpg
          Иван Станкевич

– Белорусский бизнес адаптировался к изменениям последних лет, и аудиторские проверки подтвердили, что ситуация для субъектов хозяйствования стала более спокойной, чем в предыдущие годы.

Специфика нынешнего ауди­торского сезона для нас оказалась в том, что наряду с аудитом, мы стали оказывать гораздо больше консультационных услуг, для оказания которых сформировали специальные команды, которые не участвовали в процессе аудита, чтобы не нарушать принципы независимости.

Дело в том, что с 2025 г. крупные банки Беларуси обязаны ввести бухгалтерский учет по МСФО. Активно финансовые институты стали готовить процессы для решения этой задачи летом 2023 г., и сейчас процесс продолжается. Поэтому в 2024 г.
B1 Belarus, наряду с плановыми аудиторскими проверками, стала консультировать банки по вопросам организации перехода на учет по МСФО. Кстати, обучением своих сотрудников вопросам МСФО занимаются не только банки, но и организации, оказывающие услуги финансовым компаниям.

Мы также видим, что в нашей клиентской базе появляются новые заказчики аудита по международным стандартам. Это говорит о том, что, несмотря на геополитические изменения, МСФО по-прежнему востребованы субъектами хозяйствования.

Если компания не боится аудиторских проверок, готова раскрывать необходимую информацию в рамках международных стандартов, в т.ч. о конечных бенефициарах, то доверие к такой организации со стороны зарубежных контрагентов намного выше.

Что мы рекомендовали и рекомендуем нашим клиентам?

Мы видим, что недостатки учета либо альтернативное толкование применения норм налогового законодательства иногда приводят к тому, что клиенты корректируют налоговые декларации. В одних случаях это приводит к необходимости доплатить налоги, но встречаются и ситуации, когда субъекты хозяйствования в результате уточнения налоговой декларации возвращают средства из бюджета.

Мы видим, что регуляторная среда ужесточилась, проверяющие органы стали уделять больше внимания таким аспектам, как внутригрупповые расходы и трансфертное цено­образование. К сожалению, в ряде случаев субъекты хозяйствования не готовят необходимое документальное обоснование вовсе либо готовят его формально, не могут «на бумаге» подтвердить добросовестность своих действий и поэтому получают проблемы со стороны налоговых органов.

Потому мы рекомендуем бизнесу уделять повышенное внимание этим вопросам и тщательно документировать обоснованность своих расходов.

Александр Шкодин, управляющий партнер Business Assurance:

ashkodin.jpg
       Александр Шкодин

– Мы отмечаем на рынке аудита разные тенденции, прямо или косвенно касающиеся качества проведения проверок.

С одной стороны, недавняя встреча с руководством Мин­экономики говорит о том, что государство считает профессиональную, а именно консалтинговую деятельность аудиторов полезной для общества и страны. В свою очередь, деятельность Аудиторской палаты способствует тому, чтобы качество работы аудиторов повышалось.

С другой – мы все еще наблюдаем, что на рынке развиваются не совсем здоровые процессы. Например, анализируя данные тендеров, видим, что средние предприятия предлагают порядка 15 тыс. руб. за аудит, а качественно выполнить работу за такие деньги просто невозможно.

Причина, в частности, заключается том, что законодательство все еще позволяет специалистам, в деятельности которых выявлены серьезные нарушения в ходе проверок Аудиторской палаты, «реинкарнироваться», заниматься демпингом и удовлетворять спрос на формальный аудит.

Поэтому мы полагаем, что в Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» нужно вносить изменения, и полностью поддерживаем усилия Министерства финансов и Аудиторской палаты в этом направлении.

Наши клиенты, а это банки и известные предприятия реального сектора экономики, ежегодно проходят аудит, и глобальных недостатков в их работе в ходе проверок 2024 г. мы не увидели.

Однако иногда финансовые специалисты предприятий сталкиваются с трудностями.

В частности, существенно изменилась инструкция по учету запасов, и мы зафиксировали много вопросов со стороны бухгалтеров по этой теме. Кроме того, субъекты хозяйствования (с учетом разъяснений Минфина) стали чаще готовить первичные учетные документы и тратят на их подготовку все больше времени. Почему? Законодательство требует каждую хозяйственную операцию подтверждать ПУД. При этом ряд операций ежедневно практически автоматически проходит в системе 1С, поэтому на них ПУД не всегда оформлялись. Однако поскольку внимание государства к соблюдению законодательства в части документального сопровождения операций выросло, мы настоятельно рекомендуем клиентам соблюдать нормы НПА и учитывать разъяснения регуляторов.

В целом мы видим, что запрос со стороны реального сектора экономики на консалтинг аудиторских организаций (в частности, по вопросам налогообложения) и на делегирование нам некоторых функций (в рамках, например, бухгалтерского аутсорсинга) однозначно существует.

Кроме того, наш бизнес вынужден перестраиваться с учетом известных ограничений западных стран. В связи с этим белорусские компании в последние годы открывают (а также покупают и продают) бизнесы в зарубежных локациях и, как следствие, обращаются к нам за консультациями по вопросам налогообложения и M&A. Полагаем, что спрос клиентов на профессиональные услуги аудиторских компаний сохранится и аудиторско-консалтинговая деятельность будет развиваться.

Денис Костян, директор ООО «ПРОМОВА АУДИТ»:

kostyan1 (1).jpg
             Денис Костян

– В текущем году в ходе аудита возникало много вопросов, касавшихся весьма чувствительных и нестандартных ситуаций.

В частности, для некоторых организаций актуальной оказалась тема оценки проблемных активов. Так, компаниям стало проблематично вернуть займы из-за украинских событий либо доля в другой компании из-за банкротства последней стала весьма сомнительным активом. Поэтому возникали вопросы, как оценить такие «подвисшие» активы и правильно отразить их стоимость в отчетности.

Наших клиентов интересовал и другой глобальный вопрос – судьба заработанной прибыли. Дело в том, что в ряде случаев банки рассматривают чрезмерное распределение дивидендов как потенциальный кредитный риск. Негативная динамика в части соотношения капитала с общим балансом вызывает настороженность со стороны банков, кредитующих бизнес. Поэтому субъектов хозяйствования интересовал вопрос, в каком объеме можно и стоит распределять прибыль.

Похожий вопрос возникал и у компаний с иностранным капиталом. Они интересовались возможностью распределения прибыли в пользу нерезидентов из «недружественных» стран с учетом законодательных ограничений.

Кроме того, клиентам важно было понять возможность применения пониженных налоговых ставок с учетом международных соглашений об избежании двойного налогообложения, поскольку до июня 2024 г. такие документы, подписанные с западными странами, в полной мере продолжали действовать.

Учитывая названные вопросы, аудиторам приходилось в этом сезоне обращать внимание не только на правильность ведения учета, но и на верхнеуровневые вопросы, особенно интересовавшие собственников.

Кстати, мы наблюдаем, что на рынке вырос спрос на инициативный аудит. Почему? Контрольные мероприятия (в т.ч. камеральные проверки) приводят в ряде случаев к доначислению налогов, поэтому собственники компаний хотят подстраховаться и проверить бизнес на предмет наличия потенциальных проблем. Мы видим интерес собственников бизнеса к проведению проверок по специальному ауди­торскому заданию по вопросам бухучета и налогообложения.

Что в ходе аудиторских проверок мы рекомендовали субъектам хозяйствования?

В сферу камерального контроля (по вопросам трансфертного ценообразования) сейчас попадают не только товарные сделки, но и зай­мы. В связи с этим мы советуем субъектам хозяйствования усилить контроль за такими операциями, готовить их обоснование до заключения сделок, чтобы в будущем не приходилось корректировать налоговые декларации и доплачивать налоги.

Кроме того, мы рекомендуем отслеживать изменения в части налогового законодательства и правоприменительной практики, касающиеся разрешенных механизмов снижения налоговой нагрузки (в части инвестиционных вычетов, формирования резервов по сомнительным долгам и т.д.). В целом налоговая область воспринимается бизнесом как наиболее рискованная, поэтому корпоративные клиенты просят нас уделить ей особое внимание.

Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс»:

ejuger.jpg
              Елена Жугер

– В этом году у нас было много первичных клиентов, у которых в связи с развитием бизнеса возникла необходимость проходить обязательный и инициативный аудит бухгалтерской отчетности. Соответственно, у таких организаций мы увидели немало ошибок и в сфере бухгалтерского учета, и в области налогообложения, и в части выплаты зарплат.

Также к клиентам, впервые проходящим аудит, часто возникает много вопросов в части документального оформления хозяйственных операций. Хотя у компаний, регулярно проводящих аудит, такие ошибки тоже встречаются.

Например, мы зафиксировали много неточностей в связи с изменением инструкции по учету запасов. Кроме того, после вступления в силу нового стандарта по учету курсовых разниц в 2023 г. возникали ошибки в части алгоритмов их расчетов, которые ранее были «зашиты» в программное обеспечение. Несмотря на изменение законодательства, бухгалтеры по-прежнему ориентировались на привычные настройки ПО.

Мы также фиксировали единичные случаи, когда организации, имея соответствующую обязанность, не проводили своевременно переоценку основных средств.

Когда видим много ошибок, рекомендуем клиентам проводить аудит поэтапно (например, за 6, потом 9 и далее за 12 месяцев), чтобы проблемы не накапливались. Особенно болезненны налоговые ошибки, чреватые пенями за несвоевременное перечисление платежей в бюджет.

Поэтому мы рекомендуем субъектам хозяйствования вовремя советоваться со специалистами (налоговыми консультантами, аудиторами, работниками ИМНС) по налоговым вопросам, особенно когда речь идет о нестандартных хозяйственных операциях.

Что касается налогов, то чаще всего в ходе консультаций и проверок компаний мы видим признаки, которые могут указывать на дробление бизнеса, злоупотребление льготными режимами налогообложения либо УСН.

Кстати, с учетом введенных ограничений и повышенных ставок налогов при выплате дивидендов резидентам из «недружественных» государств у ряда организаций появился новый соблазн. А именно – воспользоваться для вывода прибыли внутригрупповыми расходами (когда дочерняя компания оплачивает услуги материнской структуры). Естественно, когда такие факты выявят проверяющие органы, доначисление налогов неизбежно.

Поэтому бухгалтерам необходимо обращать особое внимание на сделки, касающиеся, в частности, оказания услуг: они должны быть реальными и надлежащим образом документально оформленными.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений