Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №37(2731) от 21.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2086
EUR:
3.4886
RUB:
3.531
Золото:
249.68
Серебро:
3.28
Платина:
109.04
Палладий:
103.47
Назад
Аудит
12.04.2024 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №28(2722) от 12.04.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Типичные нарушения на белорусском рынке аудита обсудили с экспертом

Фото: freepik.com

Ежегодно белорусские аудиторы оказывают около 15 тыс. аудиторских и профессиональных услуг, которые нужны бизнесу для принятия грамотных управленческих решений. При этом внешние проверки показывают, что иногда аудиторы допускают нарушения. Почему?

Аудиторская палата опубликовала информацию о результатах своей контрольной деятельности в прошлом году, которая выражается в проведении внешних оценок качества.

Сводная информация о примененных мерах воздействия по результатам таких проверок свидетельствует о том, что за 2023 год были проведены 24 внешние оценки качества в отношении 9 аудиторских организаций и 15 ИП, оказывающих услуги на рынке аудита.

Обращает на себя внимание тот факт, что все (!) проверенные участники рынка аудита в связи с выявленными нарушениями должны уплатить штраф.

Опираясь на результаты проверочной деятельности, Аудиторская палата опубликовала информацию более чем о 20 выявленных типичных нарушениях законодательства об ауди­торской деятельности. Почти во всех случаях аудиторам – индивидуальным предпринимателям и ауди­торским организациям было вменено в вину то, что в процессе своей деятельности они не в полной мере выполняли процедуры, предусмотренные Национальными правилами аудиторской деятельности.

Так, было установлено нарушение требований законодательства по документированию аудиторских доказательств. Рабочая документация, представленная в ходе проверки, не позволила понять объем проделанной работы и тем самым дала основания усомниться в обоснованности выводов аудиторов.

Кроме того, были выявлены факты непроведения в процессе аудита аналитических процедур, которые являются обязательными.

Некоторые аудиторы делают весьма болезненные для бизнеса умозаключения (о наличии сомнений в способности компании продолжать коммерческую деятельность непрерывно), но при этом не проводят ряд важных процедур, которые могут подтвердить соответствующие выводы.

Еще одно показательное нарушение, выявленное Палатой, заключается в том, что иногда аудиторы фактически закрывают глаза на искажения в отчетности клиента и не рассматривают вопрос о модификации аудиторского мнения.

Почему некоторые участники рынка аудита допускают явные нарушения? Сохраняется ли спрос в Беларуси на «формальный» аудит? Что делать заказчику, когда у него возникают разногласия с аудиторами? «ЭГ» задала эти и другие вопросы члену правления Аудиторской палаты, директору ООО «ПРОМОВА АУДИТ» Денису Костяну:

kostyan.jpg
           Денис Костян

– Результаты аудита имеют большое значение для бизнеса. Они отражают степень достоверности отчетности, истинное финансовое положение компании, влияют на ее репутацию, кредитоспособность и даже на кадровые решения в компании. Поэтому очень важно, чтобы аудитом занимались профессионалы.

Для того чтобы было именно так, Аудиторская палата осуществляет контрольные функции и проводит внешние оценки качества субъектов хозяйствования, которые работают в нашей отрасли. В предыдущие годы палата проверяла работу ведущих аудиторских компаний, а сейчас контроль качества в большей мере затронул небольшие аудиторские компании, а также индивидуальных предпринимателей.

Видимо, последние были не готовы к скрупулезной внешней проверке своей деятельности, поэтому в отношении их и были вынесены решения об уплате штрафа. Аудиторская палата предъявляет достаточно высокие требования к работе всех участников рынка вне зависимости от их размера. Что это означает на практике?

Невзирая на то, какую сумму готов заплатить заказчик за аудит отчетности, исполнитель (аудиторская компания или индивидуальный предприниматель) обязан соблюдать все действующие Национальные правила аудиторской деятельности. Соответственно, и процедуры, предусмотренные правилами, должны неукоснительно выполняться.

Такой подход позволяет задать высокую планку по качеству оказываемых услуг, которого должны придерживаться все участники рынка аудита. Осознавая это, многие из них стали больше времени уделять аудиторским процедурам, проводят их более тщательно, и, как следствие, по нашим наблюдениям, средняя стоимость аудита на рынке выросла.

Низкое качество работы на рынке встречается прежде всего потому, что иногда организации заказывают услуги аудиторов только для соблюдения требований законодательства, и поэтому появляется спрос на «формальный» аудит. И некоторые участники аудиторского рынка готовы его удовлетворять.

Позиция же Аудиторской палаты состоит в том, что все аудиторские услуги должны оказываться максимально качественно. И эта позиция, на мой взгляд, обоснованна. Другое дело, что, возможно, необходимы законодательные изменения, направленные на то, что из обязательного аудита нужно исключить небольшие организации, которые не видят для себя большой ценности в этой услуге.

Что делать заказчикам, когда они не согласны с выводами аудиторов? Наличие разногласий – это далеко не всегда признак того, что аудиторы не правы или допускают нарушения законодательства.

Например, заказчик иногда хочет видеть безупречное аудиторское заключение, однако аудиторы обязаны отражать в данном документе существенные (пусть и не всегда позитивные) обстоятельства, которые характеризуют устойчивость бизнеса. Конструктивные коммуникации между заказчиком и аудиторской компанией часто позволяют снимать многие спорные вопросы.

В тех случаях, когда это все-таки не удается сделать, некоторые заказчики аудиторских услуг обращаются с жалобами к регулятору, а иногда и в суды. Эти факты подтверждают важность стремления многих аудиторов оказывать услуги максимально добросовестно, чтобы в любой ситуации доказать обоснованность своей позиции.

Для того чтобы получить удовлетворение и пользу от проведения аудита, многие корпоративные заказчики стараются тщательно выбирать аудиторскую компанию. Они запрашивают информацию об опыте работы специалистов в определенной отрасли, изучают клиентскую базу аудиторской компании, собирают отзывы о ее работе.

Только после этого, как правило, серьезный заказчик определяется с выбором аудиторской организации. Такой подход позволяет бизнесу минимизировать вероятность потенциальных проблем в процессе проведения и после аудита.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by