Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Аудит
28.04.2023 13 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №33(2629) от 28.04.2023
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Типичные ошибки в годовой отчетности

Фото: freepik.com

Сейчас проходят аудиты организаций, проверяется как достоверность годовой финансовой отчетности, так и соблюдение организациями налогового законодательства. «ЭГ» попросила экспертов рассказать, какие ошибки и недостатки чаще всего выявляются в ходе аудита.

Светлана Грицук, ассоциированный партнер B1 Belarus, руководитель налоговой и юридической практики:

sgritsouk.jpg
          Светлана Грицук

– Мы проводим внешнюю налоговую экспертизу преимущественно белорусских компаний с иностранным капиталом, собственники которых грамотно управляют рисками и предпочитают получать независимую оценку организации налогового учета в компании.

Сегодня мы акцентируем внимание на наиболее существенных, с нашей стороны, для бизнеса направлениях, ошибки в которых могут привести к серьезным последствиям. Это трансфертное ценообразование, внутригрупповые расходы, бенефициарный собственник дохода и использование налоговых льгот. Нарушения в любой из этих областей могут привести к доначислению налогов, сборов и применению штрафных санкций.

Ситуация, с которой мы наиболее часто сталкиваемся, – недостаток документального оформления совершенных операций и транзакций. А ведь именно при анализе внутригрупповых расходов проверяющие органы уделяют пристальное внимание наличию, содержанию и оформлению подтверждающих документов. Но вместе с тем они анализируют «сущность» оказания данных услуг и их экономическую обоснованность.

Поэтому компаниям необходимо иметь грамотное обоснование того, для чего нужны приобретаемые услуги, какую выгоду они получают от их приобретения, а также почему такого рода услуги не приобретались на внутреннем рынке у третьих лиц.

К сожалению, не у всех есть такое обоснование. Иногда компании полагают, что договора и акта об оказании услуг достаточно, но, как я уже отметила, это не так. Если организация не сможет обосновать экономическую необходимость понесенных расходов, они будут исключены из состава затрат, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль, и, как следствие, будет доначислен налог на прибыль, а также пени и соответствующие штрафы.

Еще одна нередкая ошибка, которая может дорого стоить компаниям с иностранным капиталом, – неверное определение бенефициарного собственника. Нерезиденты часто предоставляют сертификаты, подтверждающие, что они являются налоговыми резидентами иных юрисдикций, с тем, чтобы применить нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения и снизить фискальные обязательства на территории Беларуси.

Вместе с тем для таких видов доходов, как дивиденды, проценты и роялти, дополнительным условием применения более льготных условий в соответствии с большинством международных соглашений об избежании двойного налогообложения является получение дохода непосредственно бенефициарным собственником.

Поэтому, если компания не сможет подтвердить, что получатель дохода является его бенефициарным, т.е. конечным, собственником, проверяющие органы могут оспорить примененный подход и доначислить налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство, а также пени и штрафы.

В целом ценность регулярной налоговой экспертизы в том, что недостатки и ошибки выявляются на ранней стадии. Иностранные компании это хорошо осознают, поэтому и формируют основной спрос на внешнюю налоговую экспертизу бизнеса.

Александр Шкодин, управляющий партнер Business Assurance (ранее BDO):

shkodin1.jpg
      Александр Шкодин

– Общий портфель клиентов, которым мы оказываем услуги по аудиту финансовой отчетности, включает порядка 70 организаций. Преимущественно это частные компании, однако в наш портфель входят и известные госорганизации. Также нам доверяют аудировать отчетность более 40% банков и представители реального сектора экономики, занимающиеся производством и оказанием услуг.

Частый недостаток, который мы видим, заключается в том, что финансовая отчетность в должной мере не анализируется. Топ-менеджеры компаний фокусируются на движении денежных средств, отчете о прибылях и убытках, а другим составляющим финансовой отчетности уделяют гораздо меньше внимания. Особенно этот недостаток характерен для предприятий госсектора.

На мой взгляд, имеет смысл в обязательном порядке установить требования по повышению квалификации руководящих работников организаций и особенно общественно значимых. От этого зависит глубина понимания отчетности и, как следствие, качество принимаемых решений на базе профессионального суждения.

Мы видим, что менеджеры в частном секторе в большей степени стремятся эффективно управлять бизнесом и глубоко понимать отчетность, оценивая возможные риски. Наверное, поэтому основной спрос на так называемый инициативный аудит формирует в нашей стране именно частный сектор.

Проблема, которую нужно решать не на уровне предприятий, а с участием регуляторов, касается применения отдельных правил бухгалтерского и налогового учетов. К сожалению, некоторые требования законодательства можно трактовать по-разному, что и порождает ошибки, допускаемые субъектами хозяйствования.

Поэтому, на мой взгляд, необходим межведомственный коллегиальный орган, который будет вырабатывать разъяснения по спорным вопросам применения бухгалтерского и налогового учета.

Елена Жугер, аудитор, налоговый консультант, директор «БелАудитАльянс»:

juger.jpg
            Елена Жугер

– Мы проводим проверки компаний малого и среднего бизнеса, основная наша специализация – оказание услуг резидентам Парка высоких технологий. При этом данным направлением не ограничиваемся: в числе наших клиентов есть компании с совершенно разными видами деятельности.

Типовые недостатки, которые мы выявляем, связаны с формированием бухгалтерской отчетности. В ряде случаев они касаются примечаний к отчетности, т.е. когда не раскрыты сделки с аффилированными лицами, отсутствует оценка процесса непрерывной деятельности, не отражены события после отчетной даты.

Практика показала, что это очень важные моменты. Например, одна компания не отразила в примечании, что является поручителем другого заемщика, и при этом сама привлекла кредит. Риск, связанный с поручительством, реализовался, вследствие чего фирма не смогла исполнить свои обязательства перед банком.

Достаточно часто встречаются нарушения, связанные с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость. Иногда вычеты по НДС, задекларированные через ЭСЧФ, не совпадают с информацией в бухгалтерском учете.

Другая довольно распространенная ситуация – компания предоставляет руководству деньги под отчет. Однако в ряде случаев в организации нет отчетов, т.е. подтверждающих документов, что такие средства использовались эффективно и были возвращены. Если эти факты устанавливают проверяющие органы, они рассматривают перечисленные операции как беспроцентные займы, доначисляют подоходный налог и добавляют к нему штрафные санкции.

Что мы рекомендуем клиентам делать для минимизации рисков? К сожалению, далеко не каждую ошибку во время внешней независимой проверки можно устранить без последствий. Поэтому любую хозяйственную операцию мы советуем оценивать глубоко, задаваясь вопросом, может ли она рассматриваться проверяющим органов как механизм занижения налогооблагаемой базы.

В спорных случаях необходимо обращаться к налоговым консультантам. А если и после их выводов сохраняются сомнения, необходимо просить налоговый орган дать разъяснения. Разумеется, намного безопаснее всем этим заниматься, когда неоднозначные хозяйственные операции планируются, но фактически еще не совершены.

Денис Костян, директор ООО «ПРОМОВА АУДИТ»:

kostyan1 (1).jpg
            Денис Костян

– Мы оказываем услуги в основном среднему бизнесу, преимущественно частным компаниям. Большинство из них работает в сфере производства, но и оптовые компании, резиденты ПВТ также являются нашими клиентами.

«Больным» вопросом для многих организаций оказалась тема обязательной переоценки основных средств. Как известно, в связи с тем, что уровень инфляции в ноябре 2022 г. к декабрю 2013 г. превысил 120%, организации обязаны ее провести. И в связи с этим стали возникать ошибки.

Поскольку обязательная переоценка проводилась давно, бухгалтеры предприятий запамятовали ее правила, поэтому использовали при расчетах, например, некорректные коэффициенты (относящиеся к другому периоду).

Также встречаем ошибки в части отражения отдельных хозяйственных операций (например, бонусов, облигаций) в учете, правильности оформления первичных учетных документов. К примеру, резиденты ПВТ не всегда имеют перевод документов, составленных на иностранных языках, и не всегда у них проводится контроль за трансфертными ценами в ситуациях, когда он нужен.

Типичные ошибки в налогообложении – необоснованное применение пониженной ставки или освобождения по налогу на доходы, неправильная квалификация места реализации по услугам, приобретаемым у нерезидентов, а у резидентов ПВТ – неотслеживание необходимости уплаты оффшорного сбора при подписке на различные сервисы.

Проблемная область – недостаточное раскрытие информации в примечаниях к отчетности. Как правило, чем меньше компания, тем выше желание минимизировать объем таких сведений. В рамках аудита мы настаиваем на том, чтобы примечания были полностью раскрыты. Недостатки в этой части чреваты замечаниями и оговорками в аудиторском заключении.

В своей практике мы видим, что компании, например, пользуются правом не начислять амортизацию, либо возможностью относить курсовые разницы на расходы или доходы будущих периодов. Это позволяет искусственно улучшать показатели в отчетности.

На наш взгляд, на такие манипуляции, если организация к ним прибегает, следует обращать внимание. По правилам МСФО подобные изменения в учете и отчетности приводят к тому, что обязательства занижаются, а активы завышаются.

Поэтому когда такие факты мы выявляем в отчетности, составленной по национальным стандартам, то обращаем внимание в аудиторском заключении пользователей данной отчетности на столь важные обстоятельства.

Естественно, мы понимает, что отдельные ошибки, выявленные в ходе аудита, могут дорого стоить компаниям. Соответственно, стараемся по итогам аудита, а если это еще возможно, в процессе аудита предложить рекомендации клиентам и варианты решения проблемы, чтобы организация смогла минимизировать возможные риски для бизнеса.

В одних случаях для этого нашим заказчикам нужно внести изменения в документы и более корректно их готовить, в других – доплатить налоги. Наш совет – начинать работу с аудиторами по отчетности 2023 г. уже сейчас, поэтапно.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений