Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
30.12.2011 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ: НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ РАССЧИТАЙСЯ!

В последние дни уходящего года принято подводить итоги и делать прогнозы. Первые в бурный 2011 год оказались настолько неожиданными, что вторыми можно заниматься только с очень большой осторожностью — как в национальном, так и в глобальном масштабе.

В последние дни уходящего года принято подводить итоги и делать прогнозы. Первые в бурный 2011 год оказались настолько неожиданными, что вторыми можно заниматься только с очень большой осторожностью — как в национальном, так и в глобальном масштабе.

Надежды и планы белорусского руководства на рост экспорта и прямых иностранных инвестиций во многом зависят от ситуации в мировой экономике. В начале 2011 г. не было недостатка в позитивных ожиданиях и прогнозах роста по обе стороны Атлантики, включая Беларусь. Невзирая на растущие долговые проблемы, оптимизм гнал вверх котировки фондов и сырья до мая–июня. Потом наступила расплата, причем на сей раз, в отличие от ситуации 2008–2009 гг., первыми «под раздачу» кризиса попали мы.

Уходящий год запомнится всеобщим бессилием властей перед экономикой — будь то долговой кризис в еврозоне и наши девальвация и гиперинфляция, движение «Захвати Уолл-Стрит» и ажиотажный спрос в белорусских магазинах, ралли на мировых фондовых рынках (падение сводного фондового индекса планеты MSCI ACWI на 8,14%) и отмена большинства наших приватизационных аукционов, понижение рейтингов стран и банков — как в Беларуси, так и в США и ЕС. У нас, как и в Китае, отмечено замедление роста ВВП, как и в США — увеличение внешнего госдолга (вопрос лишь в сумме). Обвал рубля и цунами цен потрясли нас не меньше, чем наводнения — Таиланд, землетрясение — Японию, ураганы — США. И если природные бедствия, по подсчетам страховой компании Swiss, стоили миру 350 млрд. USD, то белорусам экономические катаклизмы тоже обошлись дорого.

Но главным своим потрясениям мировая экономика всегда обязана людям: будь то 3-кратная девальвация белорусского рубля или кризис еврозоны. Сегодня судьба последней висит на волоске, а инвесторы продают евро и покупают доллары.

Эксперты отмечают, что системный кризис, начавшийся 3 года назад, вступил в новую фазу. И поскольку никто не решается на принципиально новые меры, миру, и нам в том числе, придется жить в состоянии перманентного кризиса, а возможно, и второй великой депрессии. По мнению аналитиков Saxo Bank, практика перевода проблемного частного долга на госбаланс достигла предела насыщения (заметим, как и господдержка у нас). Дурной пример злоупотребления печатным станком в Беларуси и США, кажется, готов взять ЕЦБ. Правда, наши власти обещают воздержаться в 2012 г. от лишней эмиссии, но откуда они возьмут деньги на продолжение социально-ориентированной политики — не уточняют.

Девальвация рубля стала мощным стимулом для наращивания белорусского экспорта. Но этот пример вдохновляет многие страны на «валютные войны». Редким исключением на этом фоне выглядит иена, укрепившаяся против всех основных валют. Аналитики предрекают ей дальнейшее укрепление, несмотря на гигантский внешний долг Японии (200% к ВВП) и ее намерения продолжить валютные интервенции. «В период ухода от риска сохранность капитала важнее прибыли, поэтому низковолатильные активы пользуются хорошим спросом, — объясняет Масаши Мурата, валютный стратег Brown Brothers Harriman. — Когда дела в США и Европе пошли на спад, иена осталась единственной валютой, имевшей достаточную ликвидность для удовлетворения спроса всех желающих».

Не лучшим примером для поклонников региональной интеграции стал Евросоюз. Различия в налоговых системах и избыток социальных программ поставили ЕС перед нелегким выбором: укрепить фискальный союз, пожертвовать ради сохранения остальных одной или несколькими проблемными странами юга или взвалить бремя их долгов на Германию и Францию? Долговой кризис вводит Евросоюз, как перед этим и США, в полосу затяжной если не рецессии, то стагнации, что влечет снижение потребления, а следовательно — спроса на сырье и экспортную продукцию стран БРИК. С другой стороны, если Европе удастся выправить ситуацию, а США восстановит рост, колоссальный объем ликвидности, который породила ФРС и еще может породить ЕЦБ, будет разогревать цены на нефть и другое сырье. Рынок эти вероятности уже почувствовал. На прошлой неделе крупные игроки сократили количество спекулятивных длинных позиций по товарным активам до минимального с 2009 г. значения, несмотря на крупнейшее за последние два месяца ралли. По данным CFTC на 20 декабря, количество фьючерсных и опционных спекулятивных лонгов составило 454 512 контрактов, что на 15% ниже предыдущего показателя. «Товарные активы находятся в стадии формирования дна», — говорит Джеймс Паулсен, главный инвестиционный стратег фонда Wells Capital Management, управляющего активами в 340 млрд. USD. В то же время возросло количество фьючерсных контрактов на цену нефти в 150 и 50 USD.

Американские и европейские акции укрепляются, невзирая на слабые макроэкономические показатели США и ЕС, неопределенность с долгами и политикой центробанков. Одни инвесторы продолжают надеяться на стабилизацию обстановки, другие уверены, что на фоне общей неопределенности важнее минимизировать риски. Отражением этого тренда стал массовый — рекордный за 10 лет — вывод активов из Бразилии, России, Индии и Китая. Вклад БРИК в мировой ВВП вырос с 11% в 1990 г. до 25%, в глобальный рост — с 23% до почти 50%. Средние темпы роста ВВП четырех стран в 2000-2000-2009 гг. составили 7,9% и на них приходится 15% мировой торговли и треть всех природных ресурсов. Однако, темпы роста БРИК в 2012 г. составят 6,1%, прогнозирует МВФ. По мнению аналитиков пик роста в этих странах позади, а структурная слабость их экономик не внушает доверия. Политические риски, в частности, в России, также усугубляют эти процессы. А потому отток капитала у наших соседей в текущем году может достигнуть по разным оценкам от 85 до 100 млрд. USD. Крупные игроки покинули рынок, остались лишь самые отчаянные спекулянты. В этом году российские индексы ММВБ и РТС потеряли по 20%, несмотря на то, что цены на нефть выросли на 42%.

Не выглядит «тихой гаванью» даже золото. Динамика цен на него становится все слабее. Пока же в среду на 08:00 мск фьючерсы на золото находились на отметке 1590,53 USD/унция (-0,3%), серебро -- 28,69 USD (-0,15%), платину -- 1429,8 USD (-0,28%), палладий -- 664 USD/унция (-0,37%). В последние три месяца золото вело себя как рисковый актив и, по мнению аналитиков, динамика цен на него будет в 2012 г. определяться отношением инвесторов к риску. Скорее всего, первая половина года будет не очень благополучной для рисковых активов, поэтому золото будет торговаться около текущих уровней. Вторая половина года может стать более удачной, но кто сможет за это поручиться?

Итак, оснований для уверенного оптимизма на 2012 год мало, а существенных предпосылок для резкого роста котировок инвесторы и аналитики не видят. А потому вкладываться в высокорисковые инструменты захотят немногие. Предпочтение будет отдаваться консервативным доллару и золоту.

Впрочем, замедление и даже рецессия в мировой экономике — не повод для уныния. Ведь статистика MSCI ACWI, Bloomberg показывает, что с началом кризиса 2008 г. объемы торгов на биржах мира удвоились. И тому есть причина: риск лишь подогревает спрос на фондовых рынках. Напомним, снижение ВВП для инвесторов не является негативным сигналом. Скорее, наоборот, при умелом подходе это может стать катализатором интереса.

Константин АЛЕХИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений