Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
28.09.2007 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Интерес иностранных туристов к Беларуси растет»

Замминистра спорта и туризма Чеслав ШУЛЬГА

Беларусь будет позиционировать себя на международном туристическом рынке как страна, сохранившая дикую природу. По расчетам Минспорта и туризма, к 2010 г. ежегодно к нам будет приезжать около 6 млн. иностранных туристов. Как развивается отрасль и как она намерена прийти к такому результату, в канун Международного дня туризма «Экономической газете» рассказал заместитель министра спорта и туризма Чеслав ШУЛЬГА.

- Чеслав Казимирович, с какими итогами подошла отрасль к концу очередного туристического сезона?

— Итоги неплохие. Темпы роста наиболее важных для нас показателей заметно превышают плановые. За 7 месяцев объем платных услуг увеличился на 28,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при плане 21%. Экспорт туристических услуг вырос на 52%, хотя мы рассчитывали на 13-15%. Заметно увеличилась продолжительность пребывания интуристов в Беларуси, они стали тратить больше денег в нашей стране, по предварительным данным, на 25%. Все это говорит о том, что интерес иностранных туристов к стране растет. Отрадно, что более привлекательным стал отдых в своей стране и для наших граждан. Абсолютно все места, где можно отдыхать в Беларуси, были в этом году заняты.

- В прошлом году министр спорта и туризма Александр Григоров, подводя итоги работы отрасли, констатировал сохранение отрицательного сальдо в торговле туруслугами. Изменилась ли ситуация в этом году?

— К сожалению, нет. За 7 месяцев этого года мы имеем отрицательное сальдо 20 млн. USD, что не ниже уровня прошлого года. Это связано с тем, что повысились цены на энергоносители, а вместе с ними выросла и транспортная составляющая в стоимости туристической путевки. Кроме того, сальдо у нас считается в долларах, в то время как основной наш импорт — это страны, где в ходу евро. Рост соотношения между этими валютами сказался на увеличении отрицательного сальдо. Растут цены на курортах, которые посещают белорусы, а это значит, что наши люди вынуждены больше тратить там денег. Допустим, чашка кофе в прошлом году стоила 4 EUR, а сейчас — 6.

К тому же белорусы сегодня стали неплохо зарабатывать и более активно выезжать за рубеж. Если еще год-два назад многие склонны были проводить отпуск на даче, то сегодня общество уже подошло к тому, что минимум раз в году надо отдыхать там, где есть море и горы.

- Сделать туризм полноценным сектором экономики наша страна вознамерилась несколько лет назад. С тех пор принимались решения, которые должны были стимулировать развитие въездного и внутреннего туризма. В частности, Указ Президента № 371, касающийся развития инфраструктуры, № 372 — сельского туризма. Каков результат действия этих документов?

— К сожалению, упомянутых указов оказалось недостаточно, чтобы в короткие сроки обеспечить отрасль в полной мере качественной и разнообразной инфраструктурой туризма. Вроде бы подготовили план-схему развития инфраструктуры вокруг основных туристических объектов, уже появились у нас в стране такие полноценные, на мой взгляд, туристические комплексы как «Силичи», «Линия Сталина» и др., но этого недостаточно. Нам бы хотелось, чтобы темпы возведения новых объектов были в два-три раза выше. Пока инвесторы не так активно, как хотелось бы, откликаются на предложения местных властей. Именно поэтому мы подготовили дополнения в указы №№ 371 и 372. Если они будут поддержаны, то у инвесторов появятся дополнительные стимулы.

Мы предлагаем действие Указа № 372, предоставляющего льготы сельчанам, оказывающим туристические услуги, распространить и на поселки городского типа.

Более ощутимую поддержку мы хотели бы просить у правительства для тех инвесторов, которые вкладывают средства в развитие инфраструктуры туризма. Мы предлагаем предприятия, потратившие определенную сумму на эти цели, наделять статусом приоритетного инвестора, что даст ему определенные преимущества. Такой опыт есть у Болгарии. Там, инвестор, вложивший более 30 млн. EUR в развитие инфраструктуры, получает соответствующий сертификат и времени на оформление всех документов тратит минимум.

Кроме того, мы предлагаем расширить список предприятий, которые могут получить льготы при возведении объектов инфраструктуры туризма. Напомню, что перечень строительных объектов (из 23 пунктов), на которые распространяется льгота, утвержден Указом № 371. Предприятия, которые возводят объекты, внесенные в перечень, могут быть освобождены от налога на прибыль в течение трех лет после ввода его в эксплуатацию при условии, что высвободившиеся деньги пойдут на развитие инфраструктуры туризма. Мы предлагаем число объектов увеличить до 50.

- В Указе № 371, помимо прочего, были предусмотрены меры по решению транспортной проблемы отечественного туризма. В частности, документ разрешал ввозить в страну автобусы класса Euro-2 и Euro-3 без уплаты таможенной пошлины. Каков результат применения этой нормы?

— Транспортная проблема, к сожалению, продолжает оставаться актуальной. Когда мы готовили Указ, то рассчитывали, что хотя бы 20% автобусного парка отрасли удастся обновить. Ведь большинство используемых туристическими компаниями автобусов старше 10 лет. За время действия этой нормы Указа, а это всего лишь полгода, удалось ввезти только 9 автобусов.

Теперь мы инициируем продление этой нормы хотя бы на год, но этому противится Минпром. Защищая интересы отечественного производителя, он предлагает покупать туристический автобус МАЗ. Однако все упирается в цену. Покупательская способность наших турфирм не позволяет купить этот автобус за более чем 250 тыс. USD. При наших объемах такое приобретение не оправдает себя. Турфирма, какая бы они крупная ни была, готова потратить на покупку автобуса не более 90-100 тыс. USD.

В результате наших туристов сегодня возят автобусы, принадлежащие не белорусским, а литовским и польским компаниям.

- Итогом реализации Национальной программы развития туризма на 2006-2010 гг. должно стать увеличение показателя по прибыли от туризма в 14 раз, а количества въезжающих в страну туристов в 6 раз по сравнению с 2005 г. Как вам видится, выполнимы ли эти задачи?

— Думаю, что показатель по прибыли мы выполним. Судя по имеющимся сегодня цифрам, мы уже увеличили прибыль где-то в 7,5-8 раз по сравнению с 2005 г. Предпосылки для роста есть. Объемы увеличиваются, некогда «серый» бизнес становится «белым», турфирмы развивают новые виды услуг.

Что касается численности иностранных туристов, то тут грядут серьезные изменения в методике их подсчета. Дело в том, что на момент принятия программы, мы считали только тех туристов, которые приезжали к нам через турфирмы и проживали в гостинице. По итогам 2005 г. таких было около 90 тыс. человек и к 2010 г. мы планировали увеличить их число до 430 тыс. Сегодня мы переходим на методологию подсчета ВТО, согласно которой к туристам относятся все путешествующие за исключением тех, кто прибыл работать или учиться. Сегодня по этой схеме подсчета к нам приезжает более 2 млн. человек. К концу 2010 г. мы рассчитываем, что эта цифра увеличится минимум в три раза — до 6 млн. человек.

Для этого у нас есть все основания. Мы реализуем совместные проекты со странами-соседями. Основу для наращивания объемов дало появление в стране 8 объектов, предлагающих отдых зимой. Кроме того, активно начал набирать обороты сельский туризм. Сегодня туристов принимают 150 усадеб, и я полагаю, что в ближайшие два года их число увеличится где-то раза в два-три. Нашу страну на мировом туристическом рынке мы позиционируем, как регион, сохранивший дикую природу, поэтому наши потенциальные туристы — это 8% избирателей ЕС (350 млн. человек), голосующих за партию «зеленых», те, кто неравнодушен к отдыху на природе. Наша задача — сделать все возможное, чтобы привлечь их сюда.

Беседовала Инесса ГЕРМАНЧУК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений