Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
20.07.2012 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИННОВАЦИИ В ЗАКОНЕ©

Принятый Национальным собранием Закон «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» содержит немало отсылочных норм, что может существенно сказаться на его эффективности.

Принятый Национальным собранием Закон «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» содержит немало отсылочных норм, что может существенно сказаться на его эффективности.

О низкой восприимчивости отечественных предприятий к технологическим инновациям в последние годы говорят на всех уровнях исполнительной власти. Закон призван изменить ситуацию в этой сфере и дать субъектам хозяйствования недостающие стимулы. В отличие от большинства аналогичных документов, в ходе подготовки к рассмотрению на сессии законопроект претерпел существенные изменения.

Статья 1 Закона содержит определения основных понятий: новшество, инновация, инновационная деятельность, национальная инновационная система, трансфер технологий, венчурная организация, венчурный проект. Так, новшество трактуется как результат интеллектуальной деятельности, обладающий признаками новизны по сравнению с существующими аналогами для определенного сегмента рынка, практической применимости, способный принести положительный экономический или иной полезный эффект при создании на его основе новой или усовершенствованной продукции (технологии), новой услуги, нового организационно-технического решения. Под инновацией будет пониматься введенная в гражданский оборот или используемая для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера. Деятельность по преобразованию новшества в инновацию, которая включает научно-исследовательские работы, разработку (усовершенствование), освоение и производство новой (усовершенствованной) продукции, услуг или технологии, будет считаться инновационной.

Субъектами инновационной инфраструктуры согласно ст. 25 Закона признаются технопарки, центры трансфера технологий, венчурные организации, а также иные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательными актами. Конкретизированы основные направления их деятельности.

В частности, технопарки и центры трансфера технологий могут оказывать субъектам инновационной деятельности услуги по подготовке бизнес-планов инновационных проектов, организации маркетинговых исследований, привлечению средств, поиску инвесторов и деловых партнеров, а также по информационному продвижению инноваций. Технопарк, кроме того, может оказывать резидентам инжиниринговые услуги и услуги по проведению патентных исследований, патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом, выполнять опытно-конструкторские работы.

Стимулировать инновационную деятельность планируется с помощью льгот. Вводится понятие инновационных товаров, перечень которых для отдельных видов господдержки формируется на конкурсной основе. В него будут включаться товары при условии, что они созданы с использованием способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности, обладают более высокими технико-экономическими показателями по сравнению с аналогами, представленными на определенном сегменте рынка, и являются конкурентоспособными. Не попадут в такой перечень товары, имеющие несущественные изменения внешнего вида, не улучшающие их потребительские свойства, а также незначительные технические усовершенствования, не оказывающие заметного влияния на качество и стоимость продукции.

Отвечая на вопросы депутатов на сессии, заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Анатолий Сильченко пояснил, что формировать перечень инновационных товаров предполагается в два этапа: сначала организация направляет заявление и пакет документов в министерство на экспертизу, а оттуда уже с заключениями они поступают в ГКНТ, где и будет приниматься решение. При этом депутат Зинаида Мандровская высказала опасение, что на практике такая процедура может оказаться сильно забюрократизированной. Заметим, что для этого есть основания. Например, перечень инновационных товаров, дающий право их производителям на льготу по налогу на прибыль, правительство не сформировало до сих пор. Таким образом, льготой, введенной в Налоговый кодекс с 1.01.2012 г., воспользоваться невозможно.

ВОЗГЛАВЛЯВШИЙ в Палате представителей рабочую группу по доработке законопроекта заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу академик Николай Казак полагает, что Закон содержит меры поддержки научных исследований, инновационной деятельности и спроса на инновации, а также развития венчурного финансирования. По его словам, особое внимание уделено стимулированию авторов инноваций. Так, в соответствии со ст. 38 Закона юрлицо, ИП при производстве и реализации новой или усовершенствованной продукции, продукции на основе новых или усовершенствованных технологий, а также новых услуг обязаны в течение 5 лет выплатить вознаграждение автору (соавторам) инновации в размере не менее 10% годовой чистой прибыли. Заметим, что подобная норма ныне существует в Положении о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности, утв. постановлением Совмина от 15.12.2005 № 1459. Правда, там есть и другой минимальный критерий — 10 базовых величин — меньше которого выплата не может быть.

В соответствии с Законом, если предприятие решило продать лицензию на выпуск инновационной продукции, то авторам разработки перечисляется 40% полученных средств (после уплаты налогов и других обязательных платежей).

Удалось, отметил депутат, решить еще одну проблему. В настоящее время законодательство налагает ограничения на банки и предприятия, финансирующие рисковые разработки без гарантии обеспеченности возврата средств. Поэтому в Закон включена норма, согласно которой денежные средства могут предоставляться субъекту инновационной деятельности венчурной организацией без залога, поручительства, гарантии или иного способа обеспечения исполнения обязательства (ст. 32). При этом доля финансирования одного венчурного проекта не может превышать 50% балансовой стоимости активов венчурной организации, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, если меньший размер не установлен в ее учредительных документах. Для снижения рисков из проектов, имеющих положительные результаты экспертизы, должен формироваться портфель венчурных проектов.

СЕГОДНЯ часть новой продукции и технологий, созданных за бюджетные средства, остаются невостребованными во многом из-за неразворотливости руководства госпредприятий. Предполагается, что частный бизнес не страдает таким недостатком. Однако вопросы государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере инновационной деятельности оказались самыми дискуссионными. Во внесенном в Палату представителей законопроекте статьи, посвященной ГЧП, вовсе не было. Она появилась в процессе доработки документа в постоянной комиссии.

«Закон о государственно-частном партнерстве, к сожалению, в Беларуси до сих пор не принят. Но развитие инновационной деятельности неразрывно связано с малым предпринимательством, которое способно быстро доводить научные разработки до товарного вида и организовывать производство инноваций, — говорит Н. Казак. — Поэтому мы сочли необходимым обеспечить на государственном уровне поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, выступающих в качестве исполнителей инновационных проектов, финансируемых из республиканского и местного бюджетов. Для них предусмотрено резервирование средств в размере не менее 10% от общего объема финансирования инновационных проектов».

Тем не менее развить в полной мере в законопроекте нормы о ГЧП в инновационной сфере депутатам не удалось. Правда, в ст. 8 Закона продекларированы: свободный и открытый доступ субъектов хозяйствования всех форм собственности к реализации мероприятий государственной инновационной политики; равноправный характер взаимодействия государства и субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности, основанного на учете интересов обеих сторон; участие «частника» в формировании и реализации инновационных проектов, программ инновационного развития; разделение между ним и государством рисков, доходов и ответственности. Предусмотрена также возможность закрепления за «частником» прав или передачи ему прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств госбюджета, и необходимые для осуществления инновационной деятельности. Хотелось бы надеяться, что эти принципы сотрудничества будут соблюдаться и на практике правительство не станет отдавать приоритет государственной собственности.

ПРИ ВСЕХ положительных моментах Закона эксперты отмечают, что документ имеет немало отсылочных норм. Например, Совмину делегированы разработка и издание нескольких нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования и реализации инновационных проектов, финансируемых за счет республиканского или местных бюджетов, и их научно-технической экспертизы. С целью оценки уровня технологического развития организаций правительство должно разработать порядок проведения инновационно-технологического мониторинга. Другими словами, на практике будет иметь большое значение подзаконное нормотворчество исполнительной власти, благодаря которому нередко и создаются более выгодные условия для государственных предприятий по сравнению с частными.

Год назад, когда законопроект лишь поступил в постоянную комиссию, депутаты были уверены, что, убрав все отсылочные нормы, смогут создать нормативный правовой акт прямого действия. Но уже в первые месяцы работы над ним стало ясно, что в таком случае подготовка столь нужного сегодня документа может затянуться на несколько лет.

«Однако Закон имеет большой потенциал, — уверен Н.Казак, — т.к. содержит все необходимые нормы, позволяющие правительству, пусть и через принятие подзаконных актов, создать эффективную систему внедрения инноваций не только в отраслевом, но и в территориальном разрезе».

Правда, некоторых депутатов беспокоит, что Закон не в полной мере учитывает специфику инновационного бизнеса и сопутствующие ему высокие риски. Использование бюджетных средств у нас находится под жестким госконтролем, и если они вовремя не возвращены, то проверяющие тут же начинают искать виновных. Если эти подходы не изменятся, то предприятия, внедряющие инновации, могут оказаться под особо пристальным вниманием госконтролеров.

Закон направлен на подпись главе государства и вступит в силу через 6 месяцев после официального опубликования.

Анна ФЕДОРОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by