Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №8(2604) от 27.01.2023 Смотреть архивы

USD:
2.6409
EUR:
2.8745
RUB:
3.8123
Золото:
163.72
Серебро:
2.01
Платина:
86.01
Палладий:
141.62
Назад
Кадры
04.02.2022 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №9 (2506) от 04.02.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Опять новые правила получения характеристики

Фото: freepik

За три месяца Минтруда и соцзащиты успело сделать три официальных комментария по применению Декрета от 12.10.2021 № 6 «Об изменении Декрета Президента Респуб­лики Беларусь» (далее – Декрет № 6), которым для нанимателей из числа госорганизаций установлена обязанность приема сотрудников на работу только после получения характеристики с предыдущего места работы.

Иногда позиция министерства менялась кардинально в разных вариантах разъяснений.

После принятия Декрета № 6 мы ознакомили читателей с оперативным комментарием, но вскоре пришлось публиковать статью «Забудьте, что вам говорили: официальное мнение насчет характеристик изменилось» (№ 94 «ЭГ» за 07.12.2021). В последнем варианте разъяснений министерство пересмотрело свою позицию по трем аспектам.

Сведения из ЕГБДП: надо ли согласие гражданина

В актуальной редакции разъяснений сказано, что с 15.11.2021 в связи со вступлением в силу Закона от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон № 99-З) согласие субъекта персональных данных (ПД) на получение сведений из Единого государственного банка данных о правонарушениях в целях исполнения нанимателем обязанности о запросе сведений из ЕГБДП, предусмотренной абз. 4 ч. 2 п. 11 Декрета от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5), не требуется. В этом случае обработка ПД является необходимой процедурой для выполнения обязанностей нанимателя, предусмотренных законодательными актами. А ведь в силу п. 2 ст. 8 Закона № 99-З согласие субъекта на обработку специальных ПД не требуется при оформлении трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности субъекта ПД в случаях, предусмотренных законодательством.

Подробнее о рекомендациях по обработке персональных данных в связи с трудовой (служебной) деятельностью, подготовленных НЦЗПД и согласованных с Минтруда и соцзащиты, мы писали в статье «Согласие работников и соискателей на обработку персональных данных» (№ 7 «ЭГ» за 28.01.2022).

В предыдущих разъяснениях министерство давало указание получать согласие и обосновывало это тем, что «в соответствии со ст. 12 Закона от 09.01.2006 № 94-3 «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» (далее – Закон № 94-3) предоставление сведений о правонарушениях (за исключением обезличенных ПД) госорганам и иным организациям осуществляется органами внутренних дел с согласия физлиц, ИП или юрлиц, о которых запрашиваются сведения, кроме случаев, предусмотренных Законом № 94-3 и иными законодательными актами. Предоставление органами внутренних дел сведений о правонарушениях нанимателям при приеме на работу работника в госорганизации без согласия физлиц не предусмотрено. Следовательно, наниматель должен получить согласие физлица (кандидата на руководящую должность) на предоставление сведений из ЕГБДП».

Прием на работу к последнему нанимателю

В свежем варианте разъяснений указано, что в случае поступления работника на работу к тому же нанимателю характеристика не запрашивается и не приобщается к документам о приеме на работу на основании формулировки ч. 2 п. 11 Декрета № 5.

Ранее регулятор считал, что требование о наличии характеристик установлено независимо от того, к тому же или другому нанимателю работник принимается на работу. Поэтому в случае поступления на работу к тому же нанимателю было рекомендовано приобщить характеристику к документам о приеме на работу без запроса.

Копия характеристики

В разъяснении обозначена проблема необходимости выдачи работнику (в т.ч. уволенному) копии его характеристики, но с выводом можно поспорить.

Ссылаясь на постановление Совмина от 30.12.2012 № 1256 «О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов, касающихся прав и (или) законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц» (далее – постановление № 1256), министерство обходится общей фразой, что наниматель не обязан выдавать копию, если это не предусмотрено законодательством.

Юридические лица всех форм собственности выдают копии исходящих от них документов обратившимся к ним гражданам, ИП и юрлицам (или их представителям), если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и (или) законных интересов обратившихся лиц (подп. 1.1 п. 1 постановления № 1256).

Работник может запросить у нанимателя копию характеристики, например, в случаях:

– возникновения спора о законности отказа в приеме на работу (ст. 16 ТК);

– реализации своего права на защиту чести, достоинства и деловой репутации при обращении в суд с иском по ст. 153 ГК.

Выдачу документов по инициативе работника (в т.ч. бывшего) регламентирует ст. 51 ТК.

Наниматель обязан соблюдать 5-дневный срок для предоставления документов о работе. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 10 ТК).

Документы о работе и заработной плате выдаются при наличии просьбы работника, которая может быть выражена письменно, устно или в виде обращения через других лиц посредством выдачи им доверенности.

Ограничений при выдаче бывшему работнику документов ни по периоду, ни по сроку давности, прошедшему со дня увольнения, законодательством не предусмотрено.

Наниматель не вправе требовать от работника предъявления запросов или иных справок и документов от органов и организаций, куда работник намерен представить документы, указанные в ст. 51 ТК.

Документы, предусмотренные в ст. 51 ТК и на ее основе (помимо справок), выдаются не в подлиннике, а в виде копий, заверенных в установленном порядке. Работник вправе требовать от нанимателя не любые документы, а лишь те, которые непосредственно предусмотрены в ТК или ином законодательстве. Отказ в выдаче документов, преду­смотренных ст. 51 ТК, может быть обжалован работником в суде.

ТК установлены следующие случаи выдачи документов работнику (кроме предусмотренных ст. 51 ТК):

– письменный мотивированный отказ в приеме на работу (ч. 2 ст. 16 ТК, ч. 2 ст. 268 ТК);

– требуемые при приеме на работу согласно ст. 26 ТК;

– справка об отсутствии в организации комиссии по трудовым спорам (ст. 241 ТК);

– копии приказов об увольнении при обжаловании их правомерности в суде (ч. 1 ст. 242 ТК).

Постановлением Минтруда и соцзащиты от 05.10.2010 № 140 «Об установлении типовых форм справок и разрешения» утверждены типовые формы справок, выдаваемые нанимателями работникам, в т.ч. справки о месте работы, службы и занимаемой должности, о периоде работы, службы и т.п.

Форма характеристики также установлена законодательством – постановлением Совмина от 14.10.2021 № 585 «О форме характеристики».

Хотелось бы более четких разъяснений, является ли характеристика документом о работе в значении ст. 51 ТК.

По мнению автора, гражданин имеет право на получение копии характеристики по разным причинам. Например, чтобы ознакомиться со сведениями, содержащимися в ней, и оценить, не были ли нарушены его права на честь и достоинство, не переданы ли персональные данные, которые могут предоставляться только на основании согласия субъекта, и т.п.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by