$

2.1261 руб.

2.4663 руб.

Р (100)

3.2227 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мифы и реальность

Государственный долг Беларуси: как справиться с проблемами

05.01.2018

Первопричиной образования госдолга, напомним, является превышение расходов государства над доходами, собранными в форме налогов и сборов. В свою очередь, размер расходов государства определяется теми целями и задачами, которые государство пытается решить с помощью государственных финансовых ресурсов.

Например, госдолг США во многом образовался в результате стремления страны достичь мирового политического, военного и экономического доминирования. Постоянный рост заимствований государства приводит к постоянному росту госдолга. Росту госдолга Америки также способствует статус доллара США в качестве мировой резервной валюты, что позволяет сохранять доверие заемщиков к долговым государственным обязательствам этой страны. В этой связи рост госдолга США обусловлен скорее политическими, нежели экономическими факторами.

В Беларуси рост госдолга во многом обусловлен стремлением государства создать социально-ориентированную рыночную экономику с доминированием госсобственности, на поддержку которой затрачиваются значительные финансовые ресурсы. Речь в данном случае идет не только о прямом финансировании госпредприятий из бюджета, но и о предоставлении для госпредприятий или предприятий с преобладающей долей государства (далее – госпредприятия) многочисленных налоговых льгот и послаблений, которые существенно сокращают доходную часть бюджета.

При этом реальный размер финансовой помощи, оказываемой предприятиям со стороны государства, оценить сложно. Так, по данным Минфина, за 9 месяцев т.г. прямая госпомощь белорусским предприятиям в форме субсидий, компенсаций процентов банка и т.п. составила 76 млн. BYN.

В то же время трудно понять, какие потери понес бюджет в связи с предоставлением многочисленных льгот, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательств перед бюджетом. Например, в соответствии с Указом Президента от 07.08.2017 № 280 сразу 16 предприятиям хлебопродуктов была предоставлена отсрочка и рассрочка в уплате задолженности перед бюджетом на срок от 2 до 4 лет. Общая сумма задолженности составляет 404 млн. BYN.

Такие «льготные» нормативные акты принимаются ежегодно для многих предприятий, что создает целую систему непрерывной поддержки госпредприятий за счет средств бюджета. В этой связи рост госдолга Беларуси обусловлен скорее экономическими, нежели иными факторами.

Тревожная динамика

О росте госдолга Беларуси свидетельствуют следующие данные Минфина. Начиная с 1 января 2014 года госдолг Беларуси вырос в 2,7 раза – до 41,9 млрд. BYN, а расходы бюджета на обслуживание госдолга за этот же период возросли в 4,8 раза – до планируемых на 2017 год в бюджете расходов в 2,5 млрд. BYN.

Динамика государственного долга Беларуси и расходы на его обслуживание, млн. BYN

Период

Госдолг

Период

Расходы бюджета на обслуживание госдолга

На 01.01.2014 г.

15 400,9

2013 г.

524,5

На 01.01.2015 г.

19 745,5

2014 г.

706,8

На 01.01.2016 г.

32 855,9

2015 г.

1 327,7

На 01.01.2017 г.

36 958,0

2016 г.

1 729,0

На 01.11.2017 г.

41 857,6

2017 г. (план)

2 496,3

О чем говорит данная тенденция?

Во-первых, она свидетельствует о закостенелости белорусской государственной экономической политики. Вне зависимости от внешних экономических факторов (наличие мирового экономического кризиса или нет) государство пытается сохранить уровень своего участия в экономике за счет роста расходов, не подкрепленных соответствующими доходами бюджета. При этом привлечение дополнительных доходных источников, например, за счет приватизации, или существенное сокращение расходов бюджета чиновниками, похоже, не рассматриваются.

Во-вторых, динамика увеличения госдолга в совокупности с ростом расходов бюджета на обслуживание госдолга свидетельствует о неэффективности системы государственного управления финансами. Так, динамика расходов на обслуживание госдолга почти в два раза превышает рост самого госдолга. Последнее свидетельствует об отсутствии четкой стратегии управления госдолгом.

Глядя со стороны, кажется, что чиновники живут по принципу: «Нам бы день простоять да ночь продержаться». То есть неважно, под какие проценты нам дают займы, – главное покрыть все запланированные госрасходы, а там как будет, так и будет. По крайней мере именно такое впечатление возникает после ознакомления с данными о росте расходов на обслуживание госдолга.

В-третьих, постоянный рост госдолга свидетельствует об отсутствии дол­госрочной стратегии в управлении госдолгом Беларуси. Так, по данным Нацбанка, государственный внешний долг (Правительства и Нацбанка) с 2000 г. вырос в 30 раз и составил по состоянию на 01.10.2017 г. сумму 18,3 млрд. USD.

Фактически вне зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней экономической ситуации в Беларуси госдолг постоянно увеличивается. Следовательно, госдолг в нашей стране используется не как инструмент регулирования краткосрочного дефицита государственных средств в условиях цикличных экономических кризисов, а как долгосрочный источник покрытия хронического дефицита бюджетных средств. При этом обслуживание госдолга становится все более дорогим удовольствием для бюджета.

Чем грозит такая экономическая политика в долгосрочной перспективе?

Что впереди

Оценивая влияние текущего госдолга на экономику Беларуси, остановимся на следующих факторах.

Во-первых, судя по постоянному росту госдолга Беларуси можно с уверенностью говорить о том, что государство использует внешние дополнительные источники финансирования для поддержания существующего уровня гос­расходов. Последнее необходимо государству для сохранения современной белорусской экономической модели в стабильном состоянии вне зависимости от любых внешних и внутренних экономических факторов.

В этой связи белорусский госдолг можно назвать «государственным долгом консервации», т.е. госдолгом, который формируется в ситуации стремления государства к сохранению макроэкономической стабильности, основанной на доминировании госсобственности и достижении заданного Президентом среднего уровня доходов населения. В 2017 г. таким средним уровнем доходов была определена заработная плата в размере 1 тыс. BYN.

Во-вторых, постоянный рост гос­долга увеличивает нагрузку на бюджет. По планам правительства, в 2018 г. планируется потратить на обслуживание госдолга 2,5 млрд. BYN, что сопоставимо с такими расходами на 2017 г. Запланированный оптимизм чиновников вызывает удивление, по­скольку, по данным Минфина, госдолг за 10 месяцев прошлого года вырос на 4,9 млрд. BYN, поэтому можно предположить, что и расходы на внешний долг увеличатся.

Данную экономическую нестыковку можно объяснить лишь тем, что государство в 2018 г. планирует занять не меньше того, что оно обязано выплатить по долгам этого же года. Поэтому можно ожидать дальнейшего увеличения размера госдолга в 2018 году, что автоматически ведет к переносу размера госдолга на будущее.

В-третьих, постоянный рост размера госдолга ставит вопрос о его критическом размере, при котором государство не сможет выполнять свои обязательства перед кредиторами. По данным Минфина, на 01.11.2017 г. госдолг составлял 39,8% от ВВП Беларуси. Если исходить из общепринятых подходов экономической теории, то эта сумма незначительна, так как в большинстве стран Европейского союза данный показатель существенно выше.

В то же время в условиях Беларуси следует обратить внимание не на статические показатели, а на их динамику. Как уже отмечалось выше, госдолг имеет тенденцию постоянного роста, а значит, должен быть экономически обоснован. На современном этапе его увеличение обусловлено лишь стремлением власти к сохранению существующей белорусской экономической модели, эффективность которой вызывает много вопросов, главным из которых является достижение стабильного роста доходов населения.

Попытка добраться до определенного Президентом уровня доходов граждан в условиях Беларуси оборачивается цикличностью развития экономики, когда после достижения заявленного уровня зарплаты приходит период глубокого спада и экономического кризиса. Последнее уже неоднократно происходило в белорусской экономике за последние два десятилетия. При этом, несмотря на такую цикличность, госдолг Беларуси постоянно растет в надежде достичь запланированной властью эффективности в современной белорусской экономической модели.

Разделение труда или...

Состояние и размер госдолга являются индикатором состояния экономической политики государства. В условиях Беларуси госдолг является показателем той цены, которую власть пытается заплатить, доказывая эффективность выбранного ею экономического курса. При этом надежда на то, что эффективность белорусской экономики наступит быстрее, чем госдолг достигнет критических размеров, приводящих к дефолту, иллюзорна.

Десятилетия роста белорусского госдолга показывают, что невозможно создать экономическую систему, в которой государство (а по сути чиновники) занимается всем сразу: и налоги собирает, и бюджетные деньги расходует, и производства с новыми рабочими местами создает, и экспорт развивает, и все остальное делает.

Только при всеобщем разделении труда, когда государство занимается общегосударственными делами посредством расходов бюджета, а бизнес – производством, занятостью и зарабатыванием денег для себя, бюджета и наемных работников, можно добиться экономического благосостояния.

Даже в коммунистическом Китае это поняли, но, к сожалению, не в социально-ориентированной рыночной Беларуси. Пока государство не захочет поменять экономическую политику и отказаться от избыточной собственности и избыточного госрегулирования, гос­долг Беларуси будет расти.

Автор публикации: Александр ЖУК аудитор, alex_asper@mail.ru