Государственно-частное партнерство: поиск единства интересов
Со 2 июля вступил в силу Закон от 30.12.2015 № 345-З «О государственно-частном партнерстве» (далее – Закон). Этот документ призван способствовать объединению ресурсов государства и частного бизнеса с целью повышения качества предоставляемых услуг в системообразующих, инфраструктурных отраслях и сферах деятельности, таких как здравоохранение, социальное обеспечение, образование, транспорт, энергетика, водоснабжение, утилизация отходов. Эти и иные отрасли, предоставляющие услуги населению, практически во всех странах испытывают недостаток финансирования из бюджета. Восполнить его могут механизмы государственно-частного партнерства.
Елена КОРНУШЕНКО, адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»
Главной задачей при реализации соглашений о ГЧП является нахождение единства партнеров по взаимной выгоде от реализации соглашения, по срокам его действия и распределению рисков (ст. 1 Закона). Все эти вопросы должны решаться в соответствии с целями, задачами и принципами, определенными данным Законом.
Терминология
Цель ГЧП в Законе определяется как реализация проектов, планов и программ по развитию объектов инфраструктуры. В свою очередь, под таким объектом понимается объект инженерной, производственной, социальной и транспортной инфраструктуры, находящийся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальной единицы или возводимый в рамках проекта ГЧП.
Кем и в каком порядке определяются и утверждаются проекты, планы и программы по развитию объектов инфраструктуры, не уточняется.
Некоторые суждения можно сформулировать, анализируя содержание остальных определений. Так, согласно ст. 1 Закона государственный партнер – это Республика Беларусь, от имени которой выступают уполномоченные Президентом госорган или иная госорганизация, уполномоченные Совмином, республиканский орган госуправления или иная госорганизация, подчиненные Совмину, административно-территориальная единица, от имени которой выступает местный исполнительный и распорядительный орган, заключившие соглашение о ГЧП.
Частный партнер – это юридическое лицо (за исключением государственных унитарных предприятий, госучреждений и гособъединений, а также хозобществ, более 50% акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит Республике Беларусь либо ее административно-территориальной единице), иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, ИП, заключившие соглашение о ГЧП.
Разумеется, свои планы развития есть и у государственного, и у частного партнера. Но первый формирует свои планы в соответствии с государственными стратегиями, программами и концепциями развития экономики, а частный партнер – в соответствии с корпоративной стратегией и бизнес-планами.
Успех ГЧП возможен лишь в случае, если планирование государственного и частного партнеров совпадет (или будет приемлемо сопрягаться). По срокам, по объектам, по рискам, по потенциальным объемам вложений.
Соглашение о ГЧП
Основные аспекты сотрудничества между партнерами закрепляются в соглашении о ГЧП. Это письменное соглашение между государственным и частным партнерами, определяющее права, обязанности и ответственность сторон, а также иные условия реализации проекта ГЧП. Заключению соглашения предшествует этап выбора инвесторами объектов для вложения средств в форме ГЧП, изучение потенциальных выгод, рисков, расчет сроков окупаемости.
Если государственный партнер планирует привлечь инвестиции в форме ГЧП в реконструкцию, ремонт, содержание или строительство каких-либо объектов, то информацию об этом лучше размещать заранее для ознакомления, обдумывания и корректировки бизнес-планов потенциальных частных партнеров. Возможно, порядок размещения такой потенциально интересной для частных партнеров информации будет принят в развитие норм Закона.
Предложения о реализации проектов ГЧП
Такой порядок в лаконичной и понятной форме необходим обоим партнерам. Согласно ст. 15 Закона о ГЧП подготовку предложений о реализации ГЧП осуществляют госорганы и иные госорганизации, подчиненные Президенту, республиканские органы госуправления и иные госорганизации, подчиненные Совету Министров, местные исполнительные и распорядительные органы, инициирующие проекты ГЧП. Юрлица, иностранные организации, не являющиеся юрлицами, ИП также вправе вносить предложения о реализации проектов ГЧП.
Предложение о реализации проекта ГЧП должно содержать:
– технико-экономическое обоснование;
– проект соглашения о ГЧП;
– иные документы, определенные Совмином.
Экономически грамотно, юридически выверено предложение о реализации проекта ГЧП можно сформулировать только при проведении серьезной подготовительной работы на основе достаточно подробной информации. То есть и вопросы предоставления партнерами друг другу информации для формулирования предложений также вполне заслуживают нормативного регулирования.
Законом предусмотрено, что в дальнейшем в его развитие будут приниматься подзаконные нормативные акты, в них, возможно, данные вопросы будут решены.
Это важно и с позиции расходования бюджетных средств. Законом предусмотрено, что госорганы и организации в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в соответствующих бюджетах на их функционирование, а также за счет иных средств, не запрещенных законодательством, вправе привлекать консультантов проекта ГЧП на любом его этапе. Для качественной работы консультант должен обладать полной информацией.
Инвестиционные задачи
Основными задачами ГЧП являются (ст. 2 Закона):
– создание условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности Республики Беларусь;
– повышение уровня жизни населения;
– повышение эффективности использования имущества, в т.ч. земельных участков, находящихся в госсобственности;
– развитие инновационной деятельности, наукоемких производств;
– повышение технического уровня производства, совершенствование технологических процессов;
– развитие объектов инфраструктуры;
– эффективное использование бюджетных средств;
– обеспечение роста занятости населения и др.
Как видно из данных норм, ГЧП рассматривается в качестве инвестиций, призванных решать задачи государственного уровня. Однако частного партнера, прежде всего, интересует эффективное вложение средств в проект, а также достижение возможно скорой окупаемости при минимальном риске от вложений.
Чтобы удовлетворить эти интересы, одним из принципов ГЧП в Законе названа эффективность проектов. Этот фактор необходимо учитывать сторонам при проведении работы по заключению соглашений о ГЧП, наряду со спецификой различных сфер осуществления партнерства.
Сферы осуществления ГЧП
Согласно ст. 5 Закона ГЧП может осуществляться в отношении объектов инфраструктуры в сфере дорожной и транспортной деятельности, коммунального хозяйства и коммунальных услуг, здравоохранения, социального обслуживания. Также возможно осуществление ГЧП в области образования, культуры, туризма. К сферам ГЧП относится и электросвязь, энергетика, агропромышленное производство, оборона, научная деятельность и иные сферы.
Этапы ГЧП
При ГЧП во всех сферах должен предусматриваться ряд этапов (ст. 6 Закона), в т.ч.:
– подготовка, рассмотрение и оценка предложения о реализации проекта ГЧП;
– принятие решения о реализации проекта;
– конкурс по выбору частного партнера для заключения соглашения о ГЧП;
– заключение и исполнение соглашения о ГЧП.
Государственный партнер обязан размещать на своем официальном сайте информацию об исполнении соглашения о ГЧП, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие госсекреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, конфиденциальные сведения, не подлежащие разглашению сторонами, определенные соглашением о ГЧП (ст. 31 Закона). Информация об исполнении соглашения должна быть полной, актуальной и достоверной.
Инициаторами проектов ГЧП могут быть как государственные органы и организации, так и белорусские и иностранные компании. При этом госорганы осуществляют подготовку предложений о реализации таких проектов. Порядок подготовки, рассмотрения и оценки предложений о реализации проектов ГЧП будет определен Совмином.
Предложение о реализации проекта ГЧП должно содержать технико-экономическое обоснование, проект соглашения о ГЧП и иные документы, определенные правительством. Таким образом, основные аспекты реализации механизмов ГЧП еще предстоит регламентировать в подзаконных актах.