$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

Государственно-частное партнерство: поиск единства интересов

05.07.2016

Со 2 июля вступил в силу Закон от 30.12.2015 № 345-З «О государственно-частном партнерстве» (далее – Закон). Этот документ призван способствовать объединению ресурсов государства и частного бизнеса с целью повышения качества предоставляемых услуг в системообразующих, инфраструктурных отраслях и сферах деятельности, таких как здравоохранение, социальное обеспечение, образование, транспорт, энергетика, водоснабжение, утилизация отходов. Эти и иные отрасли, предоставляющие услуги населению, практически во всех странах испытывают недостаток финансирования из бюджета. Восполнить его могут механизмы государственно-частного партнерства.

Елена КОРНУШЕНКО, адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»

Главной задачей при реализации соглашений о ГЧП является нахождение единства партнеров по взаимной выгоде от реализации соглашения, по срокам его действия и распределению рисков (ст. 1 Закона). Все эти вопросы должны решаться в соответствии с целями, задачами и принципами, определенными данным Законом.

Терминология

Цель ГЧП в Законе определяется как реализация проектов, планов и программ по развитию объектов инфраструктуры. В свою очередь, под таким объектом понимается объект инженерной, производственной, социальной и транспортной инфраструктуры, находящийся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальной единицы или возводимый в рамках проекта ГЧП.

Кем и в каком порядке определяются и утверждаются проекты, планы и программы по развитию объектов инфраструктуры, не уточняется.

Некоторые суждения можно сформулировать, анализируя содержание остальных определений. Так, согласно ст. 1 Закона государственный партнер – это Республика Беларусь, от имени которой выступают упол­номоченные Президентом госорган или иная госорганизация, упол­номоченные Совмином, республиканский орган госуправления или иная госорганизация, подчиненные Совмину, административно-территориальная единица, от имени которой выступает местный исполнительный и распорядительный орган, заключившие соглашение о ГЧП.

Частный партнер – это юридическое лицо (за исключением государственных унитарных предприятий, госучреждений и гособъединений, а также хозобществ, более 50% акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит Республике Беларусь либо ее административно-­тер­риториальной единице), ино­странная организация, не являющаяся юридическим лицом, ИП, заключившие соглашение о ГЧП.

Разумеется, свои планы развития есть и у государственного, и у частного партнера. Но первый формирует свои планы в соответствии с государственными стратегиями, программами и концепциями развития экономики, а частный партнер – в соответствии с корпоративной стратегией и бизнес-планами.

Успех ГЧП возможен лишь в случае, если планирование государственного и частного парт­неров совпадет (или будет приемлемо сопрягаться). По срокам, по объектам, по рискам, по потенциальным объемам вложений.

Соглашение о ГЧП

Основные аспекты сотрудничества между партнерами за­крепляются в соглашении о ГЧП. Это письменное соглашение между государственным и частным партнерами, определяющее права, обязанности и ответственность сторон, а также иные условия реализации проекта ГЧП. Заключению соглашения предшествует этап выбора инвесторами объектов для вложения средств в форме ГЧП, изучение потенциальных выгод, рисков, расчет сроков окупаемости.

Если государственный парт­нер планирует привлечь инвестиции в форме ГЧП в реконструкцию, ремонт, содержание или строительство каких-либо объектов, то информацию об этом лучше размещать заранее для ознакомления, обдумывания и корректировки бизнес-­планов потенциальных частных партнеров. Возможно, порядок размещения такой потенциально интересной для частных партнеров информации будет принят в развитие норм Закона.

Предложения о реализации проектов ГЧП

Такой порядок в лаконичной и понятной форме необходим обоим партнерам. Согласно ст. 15 Закона о ГЧП подготовку пред­ложений о реализации ГЧП осуществляют госорганы и иные госорганизации, подчиненные Президенту, республиканские органы госуправления и иные госорганизации, подчиненные Совету Министров, местные исполнительные и распорядительные органы, инициирующие проекты ГЧП. Юрлица, иностранные организации, не являющиеся юрлицами, ИП также вправе вносить предложения о реализации проектов ГЧП.

Предложение о реализации проекта ГЧП должно содержать:

– технико-экономическое обо­снование;

– проект соглашения о ГЧП;

– иные документы, определенные Совмином.

Экономически грамотно, юридически выверено предложение о реализации проекта ГЧП мож­но сформулировать только при проведении серьезной подготовительной работы на основе достаточно подробной информации. То есть и вопросы предоставления партнерами друг другу информации для формулирования предложений также вполне заслуживают нормативного регулирования.

Законом предусмотрено, что в дальнейшем в его развитие будут приниматься подзаконные нормативные акты, в них, возможно, данные вопросы будут решены.

Это важно и с позиции расходования бюджетных средств. Законом предусмотрено, что госорганы и организации в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в соответствующих бюд­жетах на их функционирование, а также за счет иных средств, не запрещенных законодательст­вом, вправе привлекать консультантов проекта ГЧП на любом его этапе. Для качественной работы консультант должен обладать полной информацией.

Инвестиционные задачи

Основными задачами ГЧП являются (ст. 2 Закона):

– создание условий для обе­спечения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности Рес­публики Беларусь;

– повышение уровня жизни населения;

– повышение эффективности использования имущества, в т.ч. земельных участков, находящихся в госсобственности;

– развитие инновационной деятельности, наукоемких производств;

– повышение технического уровня производства, совершенствование технологических процессов;

– развитие объектов инфраструктуры;

– эффективное использование бюджетных средств;

– обеспечение роста занятости населения и др.

Как видно из данных норм, ГЧП рассматривается в качестве инвестиций, призванных решать задачи государственного уровня. Однако частного партнера, преж­де всего, интересует эф­фективное вложение средств в проект, а также достижение возможно скорой окупаемости при минимальном риске от вложений.

Чтобы удовлетворить эти интересы, одним из принципов ГЧП в Законе названа эффективность проектов. Этот фактор необходимо учитывать сторонам при проведении работы по заключению соглашений о ГЧП, наряду со спецификой различных сфер осуществления парт­нерства.

Сферы осуществления ГЧП

Согласно ст. 5 Закона ГЧП может осуществляться в отношении объектов инфраструктуры в сфере дорожной и транспортной деятельности, коммунального хозяйства и коммунальных ус­луг, здравоохранения, социального обслуживания. Также воз­можно осуществление ГЧП в области образования, культуры, туризма. К сферам ГЧП относится и электросвязь, энергетика, агропромышленное производство, оборона, научная деятельность и иные сферы.

Этапы ГЧП

При ГЧП во всех сферах должен предусматриваться ряд этапов (ст. 6 Закона), в т.ч.:

– подготовка, рассмотрение и оценка предложения о реализации проекта ГЧП;

– принятие решения о реализации проекта;

– конкурс по выбору частного партнера для заключения соглашения о ГЧП;

– заключение и исполнение соглашения о ГЧП.

Государственный партнер обязан размещать на своем официальном сайте информацию об исполнении соглашения о ГЧП, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие госсекреты, ком­мерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, конфиденциальные сведения, не подлежащие разглашению сторонами, определенные соглашением о ГЧП (ст. 31 Закона). Информация об исполнении соглашения должна быть пол­ной, актуальной и достоверной.

Инициаторами проектов ГЧП могут быть как государственные органы и организации, так и белорусские и иностранные компании. При этом госорганы осуществляют подготовку предложений о реализации таких проектов. Порядок подготовки, рассмотрения и оценки предложений о реализации проектов ГЧП будет определен Совмином.

Предложение о реализации проекта ГЧП должно содержать технико-экономическое обоснование, проект соглашения о ГЧП и иные документы, определенные правительством. Таким образом, основные аспекты реализации механизмов ГЧП еще предстоит регламентировать в подзаконных актах.

Автор публикации: Елена КОРНУШЕНКО, адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»