Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
21.03.2014 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГОСПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА:©

Многочисленные просьбы бизнес-сообщества о материальной помощи из казны в очередной раз услышаны. Президент Республики Беларусь 17 марта подписал Указ № 126, которым внесены дополнения и изменения в Указ от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства». Что же изменилось в этой деликатной сфере?

сначала помоги себе сам

Многочисленные просьбы бизнес-сообщества о материальной помощи из казны в очередной раз услышаны. Президент Республики Беларусь 17 марта подписал Указ № 126, которым внесены дополнения и изменения в Указ от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства». Что же изменилось в этой деликатной сфере?

Одна из основных претензий предпринимателей — недостаточность источников, предназначенных для их поддержки. Например, в Национальной платформе бизнеса Беларуси – 2014 выдвигалось требование направлять не менее 1% от общего объема налогов, поступающих в местные бюджеты от субъектов малого и среднего предпринимательства, для поддержки МСП. Однако в соответствии с Законом «О республиканском бюджете на 2014 год» в рамках Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 29.12.2012 № 1242, запланировано направить 3885,1 млн. Br. Кроме того, в соответствии с Указом № 255 облисполкомы и Минский горисполком вправе размещать средства местных бюджетов, предусмотренные на оказание господдержки субъектам малого предпринимательства в рамках программ, во вклады (депозиты) банков для последующего предоставления банками льготных кредитов, в т.ч. микрокредитов, субъектам малого предпринимательства. Теперь Указом № 126 уточнено, что договоры (соглашения) банковского вклада (депозита) между исполкомами и банками заключаются на срок до 7 лет независимо от срока действия программ. Также Указом № 126 уточняется порядок изменения процентной ставки по размещенным во вклады (депозиты) в банках средствам местных бюджетов, которая должна составлять 0,5 ставки рефинансирования Нацбанка на дату заключения депозитного договора. Устанавливается, что в случае увеличения ставки рефинансирования размер процентной ставки по данным депозитам изменяется со дня вступления в силу соответствующего постановления Правления Нацбанка, а в случае уменьшения ставки рефинансирования — процентная ставка по депозитам изменяется по истечении не менее одного месяца со дня предварительного уведомления вкладчика. В то же время ставка по льготному кредиту, в т.ч. микрокредиту, выделяемому в рамках Указа № 255, определяется банком в размере не выше ставки рефинансирования. В случае ее изменения в соответствии с Указом № 126 размер процентной ставки по такому кредиту изменяется со дня вступления в силу соответствующего постановления Правления Нацбанка.

Также Указом № 126 уточняется, что в случае предоставления исполкомами субсидий субъектам малого предпринимательства для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами возмещению подлежит часть начисленных и уплаченных процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором облисполкомами, Минским горисполкомом принято решение о таком возмещении, и до окончания сроков действия кредитных договоров. Таким образом, компании придется сначала уплатить банку проценты, а потом дожидаться возмещения этих расходов из казны. Возмещение части расходов на выплату лизинговых платежей также будет производиться в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором исполкомами принято решение о таком возмещении, и до окончания сроков действия договоров финансовой аренды (лизинга), в размере, не превышающем 0,5 размера вознаграждения (дохода) лизингодателя.

ВПРОЧЕМ, получить государственную финансовую поддержку как ранее, так и сейчас, могут далеко не все. Во-первых, она предоставляется субъектам малого предпринимательства, за редким исключением, на конкурсной основе, а во-вторых, только при реализации ими инвестпроектов, бизнес-проектов по производственным направлениям, особенно экспортно ориентированным, импортозамещающим, энерго- и ресурсосберегающим и связанным с внедрением новых технологий. Кроме того, у компании-претендента средняя численность работников за календарный год на дату обращения за оказанием господдержки и объем выручки (без учета НДС) не должны превышать установленные значения. Так, незадолго до принятия Указа № 126 Совмин постановлением от 14.03.2014 № 218 установил предельные значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 2013 г. для субъектов малого предпринимательства, при достижении которых они могут претендовать на участие в программах государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в рамках Указа № 255 в текущем году. Так, для индивидуальных предпринимателей сумма выручки должна составлять — 2,5 млрд. Br (в прошлом году — 2,2 млрд.). Для микроорганизаций лимит выручки поднимается с прошлогодних 14,6 млрд. Br до 16,8 млрд., для малых организаций — с 53,7 млрд. до 61,8 млрд. Br (без НДС). Таким образом, для субъектов малого предпринимательства — юрлиц лимит выручки проиндексирован на 15%, а для ИП — на 13,6%, притом что инфляция в прошлом году составила 16,5%, а индекс-дефлятор ВВП — 19%. Индексация налогов осуществляется по совсем иным меркам.

Заметим, что Указом № 126 внесено одно важное уточнение — теперь Положением, утвержденным Указом № 255, определяется порядок оказания государственной финансовой поддержки субъектам не только малого, но и среднего предпринимательства. Однако в самом Указе № 255 по-прежнему названы лишь критерии признания субъектов малого предпринимательства (микро- и малых организаций) и далее условием оказания господдержки остаются размеры выручки и численности, установленные для малого бизнеса.

Одно из основных новшеств Указа № 126 — изменение порядка предоставления субъектам малого предпринимательства права на получение государственной финансовой поддержки в виде возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, а также компенсации расходов на рекламу организуемых мероприятий в СМИ. До сих пор предприниматели могли рассчитывать на бюджетные деньги для оплаты таких расходов до начала мероприятия (разумеется, с последующим представлением документов, подтверждающих участие и понесенные затраты). Теперь же деньги на участие в выставках, ярмарках и рекламу придется сначала изыскать самим, а потом уже просить у исполкома субсидию для возмещения части этих расходов только в отношении договоров, обязательства по которым исполнены и оплачены. При этом понадобится представить пакет документов, включающих не только заявление, содержащее краткую информацию об участии в мероприятиях либо их организации с указанием размера расходов, копию свидетельства о госрегистрации, сведения о средней численности работников и объеме выручки, план экспозиции, но и протокол согласования тарифов на оказываемые услуги, а также заверенные заявителем копии платежных поручений и акта сдачи-приемки работ и (или) услуг, подтверждающих оплату расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо на их организацию. Напомним, что составление протоколов согласования цен и тарифов в республике уже 3 года не обязательно, а в зарубежной практике не требовалось никогда. Однако отсутствие этого документа (на практике ненужного) может стать формальным признаком, препятствующим получению господдержки.

Решение о предоставлении государственной финансовой поддержки в виде возмещения части расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо на их организацию или об отказе в ее предоставлении принимается облисполкомами, Минским горисполкомом в течение 15 календарных дней с даты представления заявителем необходимых документов. О принятом решении заявитель письменно уведомляется в течение 3 календарных дней. При принятии решения об отказе в предоставлении государственной финансовой поддержки в виде возмещения части расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо на их организацию в уведомлении указываются основания такого отказа.

В официальном комментарии говорится, что меры, введенные Указом № 126, позволят повысить эффективность использования бюджетных средств, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также будут способствовать увеличению объема выпускаемой продукции, созданию новых рабочих мест, развитию экспорта. Впрочем, воспользоваться этими возможностями предприниматели смогут только в конце июня — Указ № 126 вступает в силу с 21 июня — через 3 месяца после его официального опубликования, которое состоялось 20 марта.

Дмитрий КОРШУНОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by