Главному бухгалтеру хватает своих обязанностей. Не нагружайте его совмещением

Можно ли в коммерческой организации возложить обязанности временно отсутствующего работника на руководителя его отдела – главного бухгалтера?
Только в крайнем случае.
Обязанности главного бухгалтера определены в п. 11 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности»:
– формирование учетной политики организации;
– постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
– составление и своевременное представление отчетности организации;
– иные обязанности в области бухгалтерского учета и отчетности.
Должностные обязанности главного бухгалтера описаны в выпуске 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности», утв. постановлением Минтруда от 30.12.1999 № 159.
Он обязан рационально организовать бухгалтерский учет в организации на основе применения современных информационных технологий, контролировать соблюдение порядка обработки бухгалтерской информации, график документооборота, проведение расчетов, инвентаризаций активов и обязательств и др. Отвечает за своевременное представление в налоговый орган налоговых деклараций и документов, необходимых для взыскания налогов, сборов (пошлин). Обеспечивает представление лицу, ответственному за составление форм государственных статистических наблюдений, данных бухгалтерского учета и отчетности, необходимых для заполнения указанных форм. Оказывает методическую помощь работникам структурных подразделений организации по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности и т.д.
Ограничения на установление доплат за совмещение профессий (должностей) в бюджетных организациях определены в подп. 2.5 п. 2 приложения 1 к постановлению Минтруда от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций».
Согласно указанной норме доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ не устанавливаются:
– руководителям организаций, их заместителям (за исключением руководителей учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений и их заместителей);
– научным работникам научно-исследовательских организаций (подразделений);
– когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника) или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью по основной работе.
Подобных ограничений для коммерческих организаций не установлено.
Отметим, что совмещение профессий (должностей) допускается у одного и того же нанимателя при определенных условиях:
– экономической целесообразности совмещения (оно не приведет к ухудшению показателей работника, организации);
– при наличии свободной штатной единицы;
– при согласии работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего времени выполнять дополнительный объем работ за соответствующую доплату.