Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Формирование цен на продукцию общепита, реализуемую в учреждениях образования

Фото: schoolfoodcompany

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования устанавливает Закон от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее – Закон № 255-З).

Согласно ст. 6 Закона № 255-З в Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением регулируемых цен, применяются свободные цены (тарифы), которые складываются под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Субъекты хозяйствования самостоятельно или по согласованию с покупателем устанавливают цены (тарифы) на товары (работы, услуги), если в отношении их не применяется государственное ценовое регулирование (ст. 12 Закона № 255-З).

Регулируемые цены (тарифы) применяются в т.ч. на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Совмином (ст. 7 Закона № 255-З).

Основным документом по вопросам регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь является Указ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72).

Указом № 72 определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Совмином, государственными органами (организациями).

В этот Перечень включена продукция общественного питания (цены и наценки), реализуемая в учреждениях образования, цены на которую регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ).

Справочно. В соответствии со ст. 19 Кодекса об образовании к учреждениям образования относятся:

– учреждения дошкольного образования;

– учреждения общего среднего образования;

– учреждения профессионально-технического образования;

– учреждения среднего специального образования;

– учреждения высшего образования;

– учреждения специального образования;

– учреждения дополнительного образования детей и молодежи;

– учреждения дополнительного образования взрослых;

– воспитательно-оздоровительные учреждения образования;

– социально-педагогические учреждения;

– специальные учебно-воспитательные учреждения;

– специальные лечебно-воспитательные учреждения.

Постановлением от 13.08.2018 № 66 МАРТ утвердил Инструкцию о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования» (далее – Инструкция № 66), которая определяет единый порядок формирования цен на продукцию об­щественного питания, реализуемую в учреждениях образования, и обязательна для применения всеми субъектами общественного питания – юридическими лицами и ИП, организующими питание в учреждениях образования. Данный документ действует с 27.08.2018. В отличие от Методических рекомендаций о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, утв. Приказом МАРТ от 01.11.2017 № 198 (далее – Методические рекомендации № 198), согласно которой предельные максимальные торговые надбавки и наценки определялись решениями исполкомов, Инструкция № 66 устанавливает единые максимальные торговые надбавки и наценки организаций общепита на продукцию, реализуемую в учреждениях образования.

Розничная цена на продукцию общественного питания

Розничная цена – это цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, – юридическим лицам, ИП.

В настоящее время с учетом сложившейся практики ценообразования в общественном питании возможно применение следующих методов формирования свободных продажных (розничных) цен на продукцию объектов общественного питания:

1) исходя из стоимости набора сырья или продовольственных товаров в розничных ценах и наценок, определяемых с учетом конъюнктуры рынка;

2) исходя из стоимости набора сырья (продовольственных товаров) в ценах приобретения (отпускных, закупочных) без налога на добавленную стоимость (далее – НДС), наценок, определяемых с учетом конъюнктуры рынка и обеспечивающих возмещение издержек производства и обращения, установленных налогов и неналоговых платежей.

3) на основе плановой себестоимости с группировкой статей затрат, прибыли (рентабельности) с учетом конъюнктуры рынка и установленных налогов и неналоговых платежей.

Пунктом 7 Инструкции № 66 установлено, что розничная цена на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, определяется исходя из розничной цены на товары, используемые в качестве сырья для производства продукции общественного питания, с учетом наценки, не превышающей установленные предельные размеры максимальных наценок.

      Розничная цена на продукцию = розничная цена на сырье + наценка

Предельные максимальные наценки к розничной цене на продукцию

Учреждения образования

Предельные максимальные наценки

Учреждение общего среднего образования независимо от источника финансирования

40

Иные учреждения образования:

– при организации питания с использованием бюджетных средств

– при организации питания без привлечения бюджетных средств

 

40

50

Таким образом, на продукцию, реализуемую в учреждениях образования, розничные цены формируются исходя из стоимости набора сырья или продовольственных товаров в розничных ценах и наценок, размеры которых установлены Инструкцией № 66.

Розничная цена блюда, изделия, порции, единицы товара округляется до целого числа копеек.

Расчет розничных цен на продукцию осуществляется в калькуляционных карточках, которые составляются отдельно на каждое блюдо (кулинарное изделие, полуфабрикат).

Калькуляционные карточки и иные документы, обосновывающие уровень применяемых цен, хранятся на бумажных носителях и (или) в электронной форме, в т.ч. на материальных носителях.

Пример 1. Розничная цена сырья, входящего в состав продукции «Коржик», которая изготавливается в школьной столовой, составляет 30 коп.

При формировании розничной цены на готовую продукцию «Коржик» школьная столовая вправе применить наценку до 40% к розничной цене сырья. Исходя из максимальной наценки, розничная цена «Коржика» не может быть установлена больше 42 коп. (30 + 40%).

Формирование розничной цены на товары, используемые в качестве сырья

Розничная цена на товары, используемые в качестве сырья для производства продукции общественного питания, определяется субъектами общественного питания, исходя из:

отпускной цены;

НДС (в случае, если в стоимость сырья, ис­пользуемого для производства продукции общественного питания, включена сумма НДС);

торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки).

 Розничная цена сырья = отпускная цена (с (без) НДС, без оптовой надбавки) + торговая надбавка (в т.ч. оптовая надбавка)

Отпускная цена – цена, устанавливаемая:

– производителем на произведенный (в т.ч. по договору подряда) товар,

– импортером – на ввезенный им в РБ товар для дальнейшей его реализации,

– юридическим лицом или ИП, осуществляющими закупку и хранение сельскохозяйственной продукции для дальнейшей ее реализации или использования в производстве продукции общественного питания.

При этом:

оптовая надбавка – надбавка к отпускной цене, применяемая юридическим лицом или ИП при осуществлении оптовой торговли товаром, в отношении которого оно или он не является производителем, импортером, юридическим лицом или ИП, осуществляющими закупку и хранение сельскохозяйственной продукции;

торговая надбавка – надбавка к отпускной цене, применяемая юридическим лицом или ИП при осуществлении розничной торговли.

Предельные максимальные торговые надбавки к отпускным ценам на товары, используемые в качестве сырья для производства продукции

Учреждения образования

Предельные максимальные надбавки

Учреждение общего среднего образования независимо от источника финансирования

20

Иные учреждения образования:

– при организации питания с использованием бюджетных средств

– при организации питания без привлечения бюджетных средств.

 

20

30

Пример 2. Организация оптовой торговли реализовала крупу организации общепита уч­реждения общего среднего образования (школьной столовой) по отпускной цене 0,75 BYN за 1 кг (в т.ч. НДС 20%, оптовая надбавка 10%).

Школьная столовая, закупившая крупу для использования ее в качестве сырья для приготовления продукции общепита, применяет торговую надбавку к отпускной цене (с НДС без оптовой надбавки) в размере 20%.

Согласно ч. 4 подп. 5.1 Методических рекомендаций № 198 (которые действуют в части, не противоречащей Инструкции № 66) в целях соблюдения установленных ограничений при формировании цен субъекты общественного питания должны обеспечить обязательное указание в товарно-транспортной накладной и товарной накладной на поступающее сырье и готовую продукцию информации, связанной с формированием цены (отпускная цена, процент оптовой надбавки (скидки) и иная информация). Место указания дополнительной информации определяется организациями самостоятельно, при этом она не должна препятствовать прочтению иных записей. Поэтому в накладной на поставку товаров в организацию общепита в данном случае должна быть указана отдельно отпускная цена без оптовой надбавки, что упрощает расчет розничной цены на сырье для приготовления блюд школьной столовой. В данном случае для определения отпускной цены без оптовой надбавки произведем расчеты:

1) Найдем отпускную цену с НДС без учета оптовой надбавки 0,68 BYN (0,75 / 110 х 100);

2) К отпускной цене с НДС применяем торговую наценку в размере 20% (0,68 х 120 / 100 (в т.ч. 10% оптовой надбавки)).

Сформированная розничная цена с НДС на крупу для приготовления продукции общепита будет равна 0,82 BYN.

Или другим способом:

– выделим НДС по ставке 20%: 0,75 / 120 х 20 = 0,125,

– найдем цену без НДС: 0,75 – 0,125 = 0,625,

– выделим оптовую надбавку 0,625 / 110 х 10 = 0,0568,

– найдем цену производителя: 0,625 – 0,0568 = 0,568 (проверка 0,568 + 10% = 0,625).

Итак, цена производителя 0,57.

Сформированная розничная цена на крупу для приготовления продукции общепита будет равна 0,82 BYN (0,57 х 1,2 х 1,2). По этой цене крупа включается в розничную цену продукции общепита.

В случае приобретения сырья у юридических лиц и ИП, осуществляющих только оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией, торговая надбавка на товары, используемые в качестве сырья, применяется к отпускной цене, установленной производителем или импортером, с учетом оптовой надбавки.

        Розничная цена сырья = отпускная цена (с (без) НДС и оптовой надбавкой) + торговая надбавка

Пример 3. Организация оптовой торговли сельхозпродукцией реализовала морковь по отпускной цене 0,50 BYN за 1 кг (в т.ч. НДС 20%, оптовая надбавка 10%) столовой колледжа, относящегося к учреждению образования, организующему питание без привлечения бюджетных средств. Морковь используется в качестве сырья для приготовления продукции питания.

Столовая может применить торговую надбавку 30% к отпускной цене с учетом НДС и оптовой надбавки – 0,50 BYN. Сформированная розничная цена на морковь, применяемую в столовой в качестве сырья, будет равна 0,65 BYN (0,50 + 30%).

При формировании розничной цены на морковь, которая используется в качестве сырья продукции общепита, следует учесть, что в Перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом не более 90 дней в течение одного года, утв. постановлением Совмина от 27.01.2017 № 81 (далее – Перечень № 81) включены следующие товары:

1. Свежий картофель.

2. Свежая свекла столовая.

3. Свежая морковь столовая.

4. Свежая капуста белокочанная.

5. Свежий лук репчатый.

При этом к данному перечню не относятся свежие картофель, свекла столовая, морковь столовая – откалиброванные, мытые, расфасованные в перфорированные пакеты и сетчатую тару с применением клипсатора.

Порядок установления и применения цен на товары, указанные в Перечне № 81, определен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением Совмина от 22.07.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111). Действие Инструкции № 111 распространяется на юридические лица и ИП, которые осуществляют производство и (или) реализацию товаров на территории РБ.

Следовательно, при наличии соответствующего решения исполнительного комитета области (района) о регулировании цен на указанную продукцию, отпускная цена, по которой приобретается эта продукция, и розничная цена, по которой она включается в розничную цену сырья продукции общепита, должна соответствовать установленному этими решениями уровню.

При закупке продукции животноводства, растениеводства, включая дикорастущие плоды, ягоды, для ее использования в качестве сырья для производства продукции общепита у сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и населения (за исключением осуществляющих только оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией) организацией общепита применяются торговые надбавки к отпускным ценам, сформированным исходя из:

– цены закупки,

– расходов по заготовке, хранению и транспортировке,

– налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством,

– прибыли и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен.

При этом отпускные цены на заготавливаемую продукцию должны быть подтверждены экономическими расчетами (плановыми калькуляциями).

Таким образом, в случае самостоятельной закупки субъектом общепита указанной выше продукции субъекты общепита сначала формируют отпускные цены на закупленную ими продукцию с подтверждением этой цены экономическими расчетами (плановыми калькуляциями), а затем при использовании закупленной продукции в качестве сырья для приготовления продукции к этой отпускной цене применяют торговую надбавку.

Пример 4. Столовая учреждения общего среднего образования закупила у крестьянского хозяйства 500 кг капусты (для использования ее в качестве сырья при приготовлении продукции общепита) по цене 0,20 BYN (в т.ч. НДС) за 1 кг. Расходы по заготовке и доставке составили 12 BYN. Прибыль включается в размере 30% (условно).

Отпускная цена 1 кг капусты будет равна 0,29 BYN (((0,20 х 500 + 12) + 30%) / 500).

К отпускной цене применяется торговая надбавка не более 20%. Максимальная розничная цена за 1 кг, по которой капуста включается в состав приготавливаемых блюд, – 0,35 BYN (0,29 + 20%).

При использовании в качестве сырья для производства продукции общественного питания товаров по розничным ценам (закупленных в рознице) розничные цены на продукцию общепита, реализуемую в учреждениях образования, формируются с применением предельных максимальных наценок к розничным ценам на товары, используемые в качестве сырья:

40% – на полуфабрикаты;

60% – на хлеб, хлебобулочные, булочные, кулинарные изделия и кондитерские изделия.

Сформированные розничные цены на товары, используемые в качестве сырья, следует отразить в реестре розничных цен или в книге учета поступления товаров.

Следует отметить случаи, когда наценки на производимую продукцию общепита не применяются, а именно:

– если организация питания в учреждениях образования осуществляется управлениями (отделами) образования соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов полностью за счет бюджетных средств;

– если реализуются покупные продовольственные товары, не подвергающиеся кулинарной обработке, за исключением товаров, продаваемых в розлив и порционно.

– при использовании питьевой бутилированной воды для приготовления напитков.

На соки, нектары, морсы, молоко, кисломолочные напитки, реализуемые в розлив, а также при их использовании для приготовления напитков без термической обработки к розничной цене применяется предельная максимальная наценка, не превышающая 20%.

При реализации продукции общественного питания в одноразовой посуде и упаковочных материалах сформированная розничная цена на продукцию общественного питания может увеличиваться на размер стоимости указанных посуды и материалов по цене приобретения.

В случае обслуживания фуршетов, банкетов, других мероприятий субъектами общественного питания цены на продукцию общепита формируются с учетом конъюнктуры рынка.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений