Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №68(2762) от 10.09.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1821
EUR:
3.5126
RUB:
3.5184
BTC:
57,641.00 $
Золото:
255.74
Серебро:
2.88
Платина:
96.58
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Форма налогового контроля будет зависеть от добросовестности бизнеса

Фото: freepik.com

Организациям, которые неумышленно допускают нарушения законодательства, налоговые органы помогают избегать штрафов. А те, кто сознательно выстраивает схемы по минимизации налогов, должны быть готовы к внеплановым проверкам своей деятельности.

Одним – помощь, другим – наказание

eselitskaya (1).jpg
Элла Селицкая (фото Андрея Сушко)

Методы и подходы к выстраиванию налогового контроля по отношению к субъектам хозяйствования прокомментировала по просьбе «ЭГ» заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая в рамках конференции «Бизнес Беларуси: Итоги 23/Правила игры 24», соорганизатором которой выступил Минский столичный союз предпринимателей и работодателей.

Замминистра по налогам и сборам напомнила, что начиная с ковидных времен налоговые органы перестали планировать выездные проверки, и данная практика сохранилась до сих пор. Такой подход позволяет добросовестным субъектам хозяйствования продолжать работать, не отвлекаясь на участие в проверочных мероприятиях, пояснила Э. Селицкая

Кстати, законопослушным субъектам хозяйствования, уточнила замминистра, налоговые органы помогают избежать штрафных санкций в случае неумышленного нарушения законодательства.

Когда мы видим, что есть какая-то ошибка бухгалтера, мы сразу направляем уведомление и взаимодействуем с плательщиком в рамках камерального контроля, рассказала Э. Селицкая и подчеркнула: «Мы стараемся сразу упреждать, не доводя до штрафных санкций, не доводя до излишних пеней».

А вот недобросовестным субъектам хозяйствования, выстраивающим схемы по минимизации налоговых платежей, на милость работников налоговой службы рассчитывать не стоит.

«Что касается внеплановых проверок, которые связаны с определенными схемами, с уклонением, с минимизацией налоговых обязательств, то такие проверки мы проводили, проводим и будем проводить», – подчеркнула Э. Селицкая.

Статья 33 Налогового кодекса в действующей редакции существует уже пять лет и как раз направлена на борьбу с теми, кто пытается выстраивать различные схемы для минимизации налоговых обязательств. Эта статья без изменений перенесена и в проект Налогового кодекса на 2024 год.

Там говорится, что налогооблагаемая база организации может быть скорректирована, если будет установлено, что основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата или неполная уплата налогов.

Описанный механизм, заложенный в ст. 33 НК, позволяет пресекать схемы по уходу от налогов. При этом количество проверок, связанных с выявлением подобных схем, сократилось, констатировала Э. Селицкая.

Хотя в последнее время такие схемы стали выявляться в деятельности субъектов хозяйствования, занятых в сфере организации пассажирских перевозок.

Новая форма налогового контроля: быть или не быть

В конце 2023 г. завершается период действия Стратегии развития налоговых органов Беларуси на трехлетний период, которая среди прочего предполагает и совершенствование системы налогового контроля.

Решалась данная задача в т.ч. путем внедрения IT-систем, которые позволяют анализировать большие массивы данных и автоматически отбирать субъектов хозяйствования, к которым могут быть вопросы в связи с полной или частичной неуплатой налогов.

Опыт России свидетельствует о том, что потенциал для совершенствования форм налогового контроля существует. Так, в РФ в настоящее время набирают популярность налоговые мониторинги – относительно новая форма налогового контроля.

Она предполагает, что субъекты хозяйствования добровольно предоставляют налоговым органам онлайн-доступ к информационным системам и данным, на основе которых формируется бухгалтерская и налоговая отчетность.

Такая форма налогового контроля становится все более популярной в РФ, поскольку добросовестные компании заинтересованы в постоянном онлайн-взаимодействии с фискальными органами, позволяющем существенно снизить риски нарушения налогового законодательства.

В России около 450 средних и крупных компаний уже перешли на налоговый мониторинг, и в будущем году к ним согласились присоединиться еще более 100 субъектов хозяйствования РФ (с годовой выручкой – свыше 1 млрд RUR каждая).

Появится ли в будущем такая система налогового контроля в Беларуси? Отвечая на соответствующий вопрос «ЭГ», замминистра по налогам и сборам отметила, что российский механизм налогового контроля «заслуживает внимания» и МНС активно его рассматривало.

Сотрудники министерства пришли к выводу, что на данный момент на уровне районных инспекций недостаточно квалифицированных кадров для внедрения в РБ российского варианта налогового контроля.

Соответственно, если Беларусь все-таки станет внедрять налоговый мониторинг, то потребуется создавать дополнительные подразделения и набирать туда профессиональные кадры, которые могли бы (с учетом специфики той или иной отрасли) оценить правильность учета организаций.

«Пока мы не пришли к единому мнению о том, что можно в ближайшее время это реализовать. Если делать, то делать на совесть и так, чтобы это действительно принесло эффект», – подчеркнула Э. Селицкая, комментируя возможность перехода Беларуси на российский вариант налогового контроля.

Сейчас МНС готовит новую стратегию развития, и в ближайшее время станет известно о задачах налоговых органов Беларуси на среднесрочную перспективу.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений