Фильтр достоверности и качества печатного слова
26 июня 2021 г. вступают в силу изменения, внесенные в законодательство, регулирующее работу средств массовой информации. Нововведения являются существенными. Дополняются обязанности учредителей, а также лиц, на которые возложены функции редакции СМИ.
Так, Закон от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (далее – Закон № 427-З) дополнен перечнем лиц, которые не могут выступать в качестве учредителя СМИ. К таким лицам с 26 июня 2021 г. будут относиться физические и юридические лица, являющиеся владельцами интернет-ресурса, владельцами сетевого издания, в отношении которых принято решение об ограничении доступа, – в течение 3 лет со дня принятия решения об ограничении доступа к соответствующему интернет-ресурсу.
Также не смогут выступать учредителями СМИ физические и юридические лица, ранее выступавшие в качестве участника (собственника имущества) организации, признанной экстремистской, – в течение 5 лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации организации, признанной экстремистской.
В Законе № 427-З появилось новое требование, согласно которому название сетевого издания должно совпадать с доменным именем интернет-ресурса (напомним, что сетевое издание – это, по сути, и есть интернет-ресурс, который прошел государственную регистрацию). Неисполнение данного требования влечет отказ в государственной регистрации (перерегистрации) СМИ.
Изменяется срок для принятия решения о государственной регистрации СМИ и его включении в Государственный реестр СМИ республиканским органом государственного управления. Ранее он составлял один месяц, сейчас – два месяца с момента получения заявления.
Появилось дополнительное основание для отказа в государственной регистрации (перерегистрации) СМИ: совпадение названия СМИ или его сходство до степени смешения с названием СМИ, в отношении которого принято решение о прекращении выпуска.
С даты вступления в силу изменений в Закон № 427-З может быть отказано в выдаче разрешения на распространение продукции иностранного СМИ на территории РБ в случае принятия Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере решения о наличии в продукции иностранного СМИ информационных сообщений и (или) материалов, распространение которых способно нанести вред национальным интересам РБ.
Дополнены обязанности юридического лица, на которое возложены функции редакции СМИ (напомним, что это лица, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации). К основным требованиям относятся:
– не допускать опубликования информации, распространение которой запрещено, недостоверной информации;
– не допускать распространение сведений, не соответствующих действительности;
– не допускать использование СМИ для осуществления деятельности, запрещенной в соответствии с законодательными актами.
Также дополнены обязанности журналиста СМИ (соблюдать ограничения при проведении предвыборной агитации, не использовать права в целях фальсификации информации, умышленного распространения недостоверной информации под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу третьего лица, не являющегося редакцией СМИ), за нарушение которых журналист может быть лишен аккредитации.
К информации, распространение которой в СМИ, на интернет-ресурсах запрещено, добавились результаты опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам, выборам Президента РБ, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания, проведенных без получения аккредитации, а также гиперссылки на информационные сообщения и (или) материалы, содержащие информацию, распространение которой в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах запрещено.
Пожалуй, одним из самых значимых изменений является то, что в соответствии с вносимыми изменениями выпуск СМИ может быть прекращен решением республиканского органа государственного управления в сфере массовой информации либо судом (ранее только по решению суда).
Сейчас выпуск СМИ может быть прекращен решением республиканского органа государственного управления в сфере массовой информации в случае:
- вынесения юридическому лицу, на которое возложены функции редакции СМИ, либо учредителю (учредителям) СМИ, либо владельцу сетевого издания в течение года двух и более письменных предупреждений;
- принятия решения Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере о наличии в продукции СМИ информационных сообщений и (или) материалов, распространение которых способно нанести вред национальным интересам РБ.
Установлен срок, в течение которого может быть принято соответствующее решение: не позднее 6 месяцев со дня возникновения оснований, указанных выше.
Сейчас ограничение доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию осуществляется также на основании постановления Генерального прокурора, прокурора области, г. Минска (ранее – только по решению (уведомлению) республиканского органа государственного управления). К таким основаниям добавилось принятие решения Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере о наличии на интернет-ресурсе, в сетевом издании информационных сообщений и (или) материалов, распространение которых способно нанести вред национальным интересам РБ.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод, что правовое регулирование СМИ претерпевает значительные изменения, которые необходимо учитывать как учредителям, так и юридическим лицам, на которые возложены функции редакции СМИ.