Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Социум
05.01.2007 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Если вы не готовы отстаивать свои права, то их будут нарушать постоянно

Делая акцент на этом утверждении, заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей Тамара БЕЛЬСКАЯ в интервью нашему корреспонденту рассказала о наиболее типичных проблемах во взаимоотношениях «производитель – потребитель»

Делая акцент на этом утверждении, заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей Тамара БЕЛЬСКАЯ в интервью нашему корреспонденту рассказала о наиболее типичных проблемах во взаимоотношениях «производитель — потребитель», разобраться в которых помогали в уходящем году специалисты ее ведомства.

- Тамара Валерьяновна, сегодня покупатель, приобретая товар, все чаще оценивает его не только с точки зрения эстетики и высоких качественных характеристик, но и экологических достоинств. А они нас не всегда радуют.

— К сожалению, в новом белорусском законе о защите прав потребителей право на безопасную среду обитания не зафиксировано как прямое, а постулируется следующим образом: товар, который реализуется, не должен причинять вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.

И в этом смысле производитель очень часто оказывается в долгу у потребителя, ведь проблема защиты окружающей среды (точнее, среды нашего обитания) напрямую зависит от качества товара. Несоблюдение экологических норм выпуска изделия оборачивается в итоге ущербом для здоровья не только отдельного гражданина, но и всего общества, — я имею в виду рост промышленных отходов и некачественных товаров, не подлежащих переработке. Законодательство должно жестче регламентировать ответственность производителей за выпуск недоброкачественной продукции.

- Что же реально может сделать потребитель, чтобы оградить себя от риска приобрести некачественный или даже опасный товар?

— Грамотный потребитель сам может многое сделать для защиты своих интересов. Главное — пользоваться правом на необходимую, полную и достоверную информацию о продавце (изготовителе, производителе), о товаре, его цене, потребительских свойствах, условиях приобретения, гарантийных обязательствах, способах и правилах использования, хранения и безопасной утилизации. В частности, введение маркировки обуви, точнее, закрепление предъявляемых к производителю требований еще одним нормативным документом о нанесении маркировки с данными о производителе и товаре и на упаковку, позволяет не только более осознанно делать покупку, но и использовать сохранившуюся коробку из-под обуви как доказательство приобретения изделия в конкретном магазине. Напомним, маркировка индентификационными знаками была введена в Беларуси в марте 2005 г. Прошлогодний перечень потребительских товаров, подлежащих обязательной маркировке (утвержден постановлением Совмина от 14.10.2004 № 1280) был расширен постановлением правительства от 27.05.2006 № 669. В перечень дополнительно включены кофе, чай, кино — и видеофильмы, компакт-диски, мобильные телефоны и т. д.

- Какие сюрпризы-проблемы преподносит потребителям зимнее время года?

— В первую очередь проблемы, связанные с качеством ремонтных работ и, в частности, окон ПВХ. Как правило, их устанавливают сугубо из практических соображений: ради сбережения тепла и шумоизоляции. Но вот приходят морозы, и сразу обнаруживаются слабые места в изготовлении оконных изделий. Наши специалисты вникали в эту ситуацию не раз. Дело в том, что нарушение герметичности стеклопакетов ведет к промерзанию, образованию конденсата на окне. Это те показатели, по которым чаще всего и выставляются претензии. Однажды нам принесли фотоснимки, на которых видно, как снег со льдом практически забил внутренний объем стеклопакета.

Большинство фирм, специализирующихся на оказании этого вида услуг, занимаются так называемой сборкой изделий, а само окно изготавливается где-то, чаще всего за пределами республики, и виноватых вроде нет. Но, как выясняется, основная проблема все-таки в качестве сборки стеклопакета. Что же остается делать потребителю? Естественно, отстаивать свое право на надлежащее качество услуги и возмещение в полном объеме материальных и моральных издержек! И когда он чувствует, что знаний для самозащиты у него недостает, этап самостоятельных действий заканчивается, он обращается к профессионалам, в том числе и к юристам Общества защиты потребителей.

Только в Минске за десять месяцев производителям товаров (работ, услуг) выставлено 48 претензий, по которым обеспечено возмещение материального ущерба в размере более 18 млн. Br, морального — более 5 млн. Br, не считая замены негодного товара на доброкачественный. 41 исковое заявление о защите прав потребителей было рассмотрено в суде. Общий размер возмещения материального ущерба по постановлению суда составил 386 млн. Br, морального — 2,5 млн. Br. Кроме того, по этим же решениям взысканы штрафы, 90% из которых зачислены в бюджет.

- Получается, что общественная организация, защищающая интересы потребителей, находится, образно говоря, на самом острие действия закона и получает информацию о степени эффективности тех или иных его норм из собственной практической деятельности. Находит ли применение у законодателей такая осведомленность Общества?

— Пожалуй, да. Например, мы принимали участие в подготовке Указа Президента о долевом строительстве жилья. В соответствии с этим документом отношения продавца и покупателя в сфере долевого строительства жилья регулируются законодательством о защите прав потребителей (наконец в длительном споре о характере этих отношений между юристами и представителями судебной системы поставлена точка!). Но главное: в процессе строительства не может измениться стоимость квартиры, как нередко бывало до сих пор.

Валентина ВОРОБЬЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by