Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №91(2587) от 02.12.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4336
EUR:
2.5142
RUB:
3.9841
Золото:
139.24
Серебро:
1.73
Платина:
80.98
Палладий:
148.11
Назад
Консультации
30.11.2007 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Если ваши права нарушены

Высший Хозяйственный Суд разъясняет

Президиумом ВХС вынесено постановление об удовлетворении протеста в порядке надзора первого заместителя Председателя ВХС и оставлении в силе решения хозяйственного суда Минской области. Данное постановление было обжаловано в Высшем Хозяйственном Суде и в Генеральной прокуратуре. Можно ли еще куда-то обжаловать постановление Президиума ВХС?

В соответствии со ст. 301, 303 ХПК протесты в порядке надзора в Пленум ВХС на постановления Президиума ВХС вправе приносить только Председатель ВХС и Генеральный прокурор на основании жалоб в порядке надзора лиц, участвующих в деле, а также лиц, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу.

Иной порядок обжаловании и опротестования постановлений Президиума ВХС законодательством не установлен.

Просим восстановить справедливость, нарушенную при рассмотрении иска № 201-7/07 (о переводе прав и обязанностей по договору купли-продажи акций). Сделка совершена без всякого извещения акционеров, что противоречит ч. 2, п. 5 ст. 97 ГК РБ. Ни решение суда первой инстанции от 23.08.2007 г., ни аппеляционное постановление от 25.09.07 г. не содержат правовой оценки указанного нарушения между акционерами.

Ваш вопрос обусловлен несогласием с судебными постановлениями, принятыми по конкретному делу. Из обращения следует, что на сегодняшний день использованы не все имеющиеся средства правовой защиты в хозяйственных судах кассационной и надзорной инстанций.

Так, в соответствии со ст. 282 ХПК лица, участвующие в деле, либо лица, не привлеченные к участию в деле, если хозяйственный суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях, вправе подать кассационную жалобу на судебное постановление, вступившее в законную силу. Кассационная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. По ходатайству лица, участвующего в деле, срок подачи такой жалобы может быть восстановлен, если хозяйственный суд кассационной инстанции признает причину пропуска срока обжалования уважительной.

В силу ст. 300 ХПК вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора по протесту соответствующих должностных лиц. Жалоба в порядке надзора на судебное постановление может быть подана лицом, имеющим право принесения протеста, в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления.

Обстоятельства, на которые вы ссылаетесь в своем обращении, не могут быть рассмотрены по существу в отсутствие поданной в установленном процессуальным законодательством порядке кассационной или надзорной жалобы.

Гражданин РБ является владельцем земельного участка, на котором расположено капитальное строение. В 2004 г. гражданин получил разрешение исполкома на строительство гаража, но при этом паспорт застройщика не выдавался. Произвел строительство и получил технический паспорт строения. Однако завершить регистрацию строения в исполкоме не представляется возможным в связи с тем, что требуется паспорт застройщика. Обоснованно ли требование исполкома?

Вопросы регистрации создания эксплуатируемых капитальных строений регламентированы Положением о государственной регистрации создания эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений) и изолированных помещений, утв. постановлением Совмина 8.06.2004 № 689. В частности, п.3 указанного Положения содержит перечень документов, которые подаются для госрегистрации создания эксплуатируемых капитальных строений юридическим лицом, гражданином либо индивидуальным предпринимателем в организацию по регистрации. Кроме этого, информация о необходимых в запрашиваемой ситуации документах содержится в п.487 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными госорганизациями по заявлениям граждан, утв. Указом Президента от 16.03.2006 № 152. Оценка обоснованности действий органов исполнительной власти не может быть дана в рамках ответа на поставленный вопрос, поскольку может быть предметом судебного разбирательства.

Имеет ли право балансодержатель расторгнуть договор аренды с победителем аукциона на право аренды на 5 лет через 11 месяцев, уведомив об этом письменно арендатора за 2 месяца до истечения 11-месячного срока?

Если балансодержатель является арендодателем по договору аренды, отмечаем, что возможность досрочного расторжения договора аренды по требованию арендодателя установлена ст. 590 ГК, содержащей перечень возможных нарушений, в случае возникновения которых арендодатель вправе потребовать расторжения договора аренды в судебном порядке.

Учитывая, что данный перечень является открытым, договором аренды могут быть установлены и иные основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 420 ГК.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст. 291 ГК не допускается, если иное не вытекает из законодательства или договора.

Оценка правомерности досрочного расторжения договора аренды может быть дана хозсудом по результатам конкретного судебного разбирательства.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений