Экология в приоритете: корректируется Закон об охране окружающей среды
В Палату представителей внесен проект новой редакции Закона от 26.11.1992 № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды» – одного из главных нормативных актов в сфере экологии и охраны природы. Объемный документ, включающий 112 статей, готовится к рассмотрению на сессии в первом чтении.
Закон от 26.11.1992 № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) в 2002 г. был принят в новой редакции, затем в него более 30 раз вносились изменения, что не лучшим образом сказалось на последовательности и ясности изложения.
Проект разработан с учетом обновленной Конституции и иных законодательных актов, а также исходя из направлений социально-экономического развития страны. Кроме того, принята во внимание необходимость гармонизации отечественного законодательства с законодательством стран – членов ЕАЭС. Из Закона исключаются устаревшие нормы, а часть поправок сформулирована на основе правоприменительной практики.
Принципы и нормативы
Закон дополняется в т.ч. такими принципами, как экономическая оценка экосистемных услуг; стимулирование применения наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих технологий и практик, перехода к «зеленой», низкоуглеродной экономике.
Нормирование останется одним из механизмов обеспечения благоприятной окружающей среды, а несоблюдение субъектами хозяйствования установленных нормативов будет свидетельствовать о нарушении законодательства в данной сфере. Однако в проекте закрепляется не компетенция госоргана на утверждение того или иного норматива, а указывается вид правового акта или законодательства, которыми они могут устанавливаться.
Так, часть нормативов качества окружающей среды должна определяться экологическими нормами и правилами, утверждаемыми в порядке, установленном Законом, гигиенические нормативы – законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, строительные нормы и правила – законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Предлагается закрепить положения, определяющие цель установления нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду с учетом видов воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности и (или) совокупного воздействия всех источников, находящихся на соответствующей территории.
Компетенция госорганов
Решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заповедников и национальных парков принимает Президент, заказников республиканского значения – Совмин.
Перечень полномочий правительства дополнен компетенцией на определение порядка установления специального режима охраны и использования мест обитания диких животных, мест произрастания дикорастущих растений, включенных в Красную книгу РБ, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов.
Правительство устанавливает порядок и условия ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в соответствии с международными обязательствами РБ, а также порядок и условия проведения экономической оценки экосистемных услуг, государственной экологической экспертизы.
Так как деятельность Минприроды направлена на выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства, предлагается дать право министерству и его территориальным органам получать на безвозмездной основе данные из информационных ресурсов госорганов, иных организаций. Например, доступ к сведениям из автоматизированной системы «Паспорт» в ходе ведения административного процесса поможет уточнить личность виновного лица.
На Минприроды возлагается осуществление государственной экологической экспертизы, экологического аудита и подготовка соответствующих специалистов.
С учетом действующей практики устанавливаются полномочия местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов в части организации работы по обращению с коммунальными отходами в пределах территории соответствующей административно-территориальной единицы (ст. 12 проекта).
Требования к субъектам хозяйствования
Как и сегодня, юридические лица и ИП в процессе экономической деятельности будут вправе осуществлять природопользование за плату (если иное не регламентировано законодательными актами) на основании решений госорганов, в компетенцию которых входит их принятие, договора аренды, комплексного природоохранного и иных разрешений, в случаях, установленных законодательством о рациональном использовании природных ресурсов (специальное природопользование).
Согласно ст. 29 проекта законодательными актами в области рационального использования природных ресурсов могут быть предусмотрены случаи осуществления юрлицами и ИП общего природопользования (безвозмездно и без получения разрешительных документов).
Закрепляются нормы, направленные на необходимость внедрения природопользователями при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей комплексное воздействие на окружающую среду, наилучших доступных технических методов.
В главе 14 «Охрана озонового слоя. Регулирование воздействия на климат», где устанавливается обязанность осуществляющих хозяйственную и иную деятельность юрлиц и ИП, которые должны сокращать объемы выбросов парниковых газов и веществ в атмосферный воздух путем внедрения наилучших доступных технических методов, определены подходы к учету выбросов парниковых газов и их абсорбции поглотителями.
В Закон планируется добавить статью, раскрывающую направления развития «зеленой» экономики в Беларуси с целью реализации экологической политики в контексте устойчивого развития.
В целях ликвидации пробела в законодательстве в проект включены требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, приемке в эксплуатацию и в период самой эксплуатации объектов, на которых применяются мобильные установки по использованию или обезвреживанию отходов, а для однозначного толкования уточняется, что под ними понимается (ст. 68 проекта).
Это позволит еще на стадии проектирования объектов предусмотреть наличие соответствующих инженерных сооружений и коммуникаций, необходимых для предотвращения загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду.
Нормы ст. 33 (экологическая сертификация) проекта обеспечивают реализацию положений ст. 6 Парижского соглашения к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
Общественные обсуждения
Местные Советы депутатов и органы местной власти должны информировать граждан о возможном воздействии на окружающую среду и принятом решении по планируемой хозяйственной и иной деятельности. На них же возлагается организация и проведение совместно с заказчиками (при участии проектных организаций) общественных обсуждений отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке.
Конкретизированы случаи проведения общественных обсуждений – за исключением проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке, содержащих сведения, отнесенные в соответствии с законодательством к госсекретам и служебной информации с грифом ДСП.
Обладатели информации, формируемой в результате проведения стратегической экологической оценки, обязаны предоставлять возможность физлицам ознакомиться со сведениями, затрагивающими их права и законные интересы, в порядке, установленном законодательством, а также международными договорами РБ. Отказ в предоставлении экологической информации общего назначения может быть обжалован.
В ст. 38 проекта заключение государственной экологической экспертизы определяется как окончательное решение по планируемой хозяйственной и иной деятельности в части допустимого воздействия ее на окружающую среду и использования природных ресурсов для осуществления подобной деятельности.
Таким образом планируется урегулировать возможность общественности ознакомиться (до утверждения заключения государственной экологической экспертизы) с информацией, касающейся принятия окончательного решения.
Возмещение вреда
Проект гласит: вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (ст. 106 проекта).
Закрепляется норма об указании расчета размера возмещения ущерба в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде (ст.ст. 106, 108 проекта).
Напомним, согласно примечанию к гл. 16 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное этой главой, освобождается от административной ответственности с вынесением ему предупреждения при соблюдении одновременно ряда условий, одно из которых – добровольное возмещение вреда. При этом требования о возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде, не предъявляются, если сумма возмещения не превышает трех базовых величин.
Статья 111 проекта касается юрлиц и ИП, застраховавших свою гражданскую ответственность за причинение экологического вреда в порядке экологического страхования. Если страхового возмещения для полного погашения ущерба недостаточно, то страхователи должны сами покрыть эту разницу.
В проекте сохраняются нормы о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды по решению суда и в соответствии с предписаниями госоргана, осуществляющего контроль в данной области.