Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Экология в приоритете: корректируется Закон об охране окружающей среды

Фото: freepik.com

В Палату представителей внесен проект новой редакции Закона от 26.11.1992 № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды» – одного из главных нормативных актов в сфере экологии и охраны природы. Объемный документ, включающий 112 статей, готовится к рассмотрению на сессии в первом чтении.

Закон от 26.11.1992 № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) в 2002 г. был принят в новой редакции, затем в него более 30 раз вносились изменения, что не лучшим образом сказалось на последовательности и ясности изложения.

Проект разработан с учетом обновленной Конституции и иных законодательных актов, а также исходя из направлений социально-экономического развития страны. Кроме того, принята во внимание необходимость гармонизации отечественного законодательства с законодательством стран – членов ЕАЭС. Из Закона исключаются устаревшие нормы, а часть поправок сформулирована на основе правоприменительной практики.

Принципы и нормативы

Закон дополняется в т.ч. такими принципами, как экономическая оценка экосистемных услуг; стимулирование применения наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих технологий и практик, перехода к «зеленой», низкоуглеродной экономике.

Нормирование останется одним из механизмов обеспечения благоприятной окружающей среды, а несоблюдение субъектами хозяйствования установленных нормативов будет свидетельствовать о нарушении законодательства в данной сфере. Однако в проекте закрепляется не компетенция госоргана на утверждение того или иного норматива, а указывается вид правового акта или законодательства, которыми они могут устанавливаться.

Так, часть нормативов качества окружающей среды должна определяться экологическими нормами и правилами, утверждаемыми в порядке, установленном Законом, гигиенические нормативы – законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии на­селения, строительные нормы и правила – законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Предлагается закрепить положения, определяющие цель установления нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду с учетом видов воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности и (или) совокупного воздействия всех источников, находящихся на соответствующей территории.

Компетенция госорганов

Решения об объявлении, преобразовании и прекращении функцио­нирования заповедников и национальных парков принимает Президент, заказников республиканского значения – Совмин.

Перечень полномочий правительства дополнен компетенцией на определение порядка установления специального режима охраны и использования мест обитания диких животных, мест произрастания дикорастущих растений, включенных в Красную книгу РБ, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов.

Правительство устанавливает порядок и условия ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в соответствии с международными обязательствами РБ, а также порядок и условия проведения экономической оценки экосистемных услуг, государственной экологической экспертизы.

Так как деятельность Минприроды направлена на выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства, предлагается дать право министерству и его территориальным органам получать на безвозмездной основе данные из информационных ресурсов госорганов, иных организаций. Например, доступ к сведениям из автоматизированной системы «Паспорт» в ходе ведения административного процесса поможет уточнить личность винов­ного лица.

На Минприроды возлагается осуществление государственной экологической экспертизы, экологического аудита и подготовка соответствующих специалистов.

С учетом действующей практики устанавливаются полномочия местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов в части организации работы по обращению с коммунальными отходами в пределах территории соответствующей административно-территориальной единицы (ст. 12 проекта).

Требования к субъектам хозяйствования

Как и сегодня, юридические лица и ИП в процессе экономической деятельности будут вправе осуществлять природопользование за плату (если иное не регламентировано законодательными актами) на основании решений госорганов, в компетенцию которых входит их принятие, договора аренды, комплексного природоохранного и иных разрешений, в случаях, установленных законодательством о рациональном использовании природных ресурсов (специальное природопользование).

Согласно ст. 29 проекта законодательными актами в области рационального использования природных ресурсов могут быть предусмотрены случаи осуществления юрлицами и ИП общего природопользования (безвозмездно и без получения разрешительных документов).

Закрепляются нормы, направленные на необходимость внедрения природопользователями при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей комплексное воздействие на окружающую среду, наилучших доступных технических методов.

В главе 14 «Охрана озонового слоя. Регулирование воздействия на климат», где устанавливается обязанность осуществляющих хозяйственную и иную деятельность юрлиц и ИП, которые должны сокращать объемы выбросов парниковых газов и веществ в атмосферный воздух путем внедрения наилучших доступных технических методов, определены подходы к учету выбросов парниковых газов и их абсорбции поглотителями.

В Закон планируется добавить статью, раскрывающую направления развития «зеленой» экономики в Беларуси с целью реализации экологической политики в контексте устойчивого развития.

В целях ликвидации пробела в законодательстве в проект включены требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, приемке в эксплуатацию и в период самой эксплуатации объектов, на которых применяются мобильные установки по использованию или обезвреживанию отходов, а для однозначного толкования уточняется, что под ними понимается (ст. 68 проекта).

Это позволит еще на стадии проектирования объектов предусмотреть наличие соответствующих инженерных сооружений и коммуникаций, необходимых для предотвращения загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду.

Нормы ст. 33 (экологическая сертификация) проекта обеспечивают реализацию положений ст. 6 Парижского соглашения к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Общественные обсуждения

Местные Советы депутатов и органы местной власти должны информировать граждан о возможном воздействии на окружающую среду и принятом решении по планируемой хозяйственной и иной деятельности. На них же возлагается организация и проведение совместно с заказчиками (при участии проектных организаций) общественных обсуждений отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке.

Конкретизированы случаи проведения общественных обсуждений за исключением проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке, содержащих сведения, отнесенные в соответствии с законодательством к госсекретам и служебной информации с грифом ДСП.

Обладатели информации, формируемой в результате проведения стратегической экологической оценки, обязаны предоставлять возможность физлицам ознакомиться со сведениями, затрагивающими их права и законные интересы, в порядке, установленном законодательством, а также международными договорами РБ. Отказ в предоставлении экологической информации общего назначения может быть обжалован.

В ст. 38 проекта заключение государственной экологической экспертизы определяется как окончательное решение по планируемой хозяйственной и иной деятельности в части допустимого воздействия ее на окружающую среду и использования природных ресурсов для осуществления подобной деятельности.

Таким образом планируется урегулировать возможность общественности ознакомиться (до утверждения заключения государственной экологической экспертизы) с информацией, касающейся принятия окончательного решения.

Возмещение вреда

Проект гласит: вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (ст. 106 проекта).

Закрепляется норма об указании расчета размера возмещения ущерба в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде (ст.ст. 106, 108 проекта).

Напомним, согласно примечанию к гл. 16 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное этой главой, освобождается от административной ответственности с вынесением ему предупреждения при соблюдении одновременно ряда условий, одно из которых – добровольное возмещение вреда. При этом требования о возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде, не предъявляются, если сумма возмещения не превышает трех базовых величин.

Статья 111 проекта касается юрлиц и ИП, застраховавших свою гражданскую ответственность за причинение экологического вреда в порядке экологического страхования. Если страхового возмещения для полного погашения ущерба недостаточно, то страхователи должны сами покрыть эту разницу.

В проекте сохраняются нормы о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды по решению суда и в соответствии с предписаниями госоргана, осуществляющего контроль в данной области.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений