Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
23.11.2012 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕДИНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ: НИКТО НЕ УЙДЕТ ОТ РАСПЛАТЫ©

Исполнение судебных решений — заключительная стадия и неотъемлемая часть судебного процесса. Контроль за ней и за деятельностью судебного исполнителя возложен на суды. О том, как реализуется эта функция, о состоянии системы исполнения судебных постановлений в нашей стране говорили участники круглого стола «Контроль суда как обеспечение эффективной деятельности судебных исполнителей», состоявшегося 16 ноября в ВХС.

Исполнение судебных решений — заключительная стадия и неотъемлемая часть судебного процесса. Контроль за ней и за деятельностью судебного исполнителя возложен на суды. О том, как реализуется эта функция, о состоянии системы исполнения судебных постановлений в нашей стране говорили участники круглого стола «Контроль суда как обеспечение эффективной деятельности судебных исполнителей», состоявшегося 16 ноября в ВХС.

В мире существуют различные подходы к организации исполнения судебных решений. Во многих странах, как и в Беларуси, службы судебных исполнителей (приставов) — часть судебной системы, в ряде стран — самостоятельный исполнительный орган, а кое-где работают частные судебные исполнители. Но в любом случае актуален вопрос о том, как организовать контроль за исполнением судебных решений.

«Судебная система Беларуси определена как одна из составных частей государственной власти и неотделима от происходящих в экономике страны процессов, — считает заместитель председателя ВХС Виктор Рябцев. — Она призвана гарантировать защиту прав всех участников экономических отношений: и белорусских субъектов хозяйствования, и иностранных инвесторов, и государства. Такая защита осуществляется посредством проведения справедливого судебного разбирательства и вынесения соответствующего закону судебного решения. Однако судебное решение мало вынести — его нужно исполнить. Только тогда можно говорить о том, что нарушенные права восстановлены, о том, что в стране создан благоприятный бизнес-климат». При этом ответственность за исполнение судебного решения в первую очередь лежит на судье.

В Беларуси исполнение судебных актов обеспечивается как авторитетом судебной власти, так и Службой судебных исполнителей хозяйственных судов, созданной 15 лет назад и насчитывающей 80 исполнителей. Опыт работы этой структуры подтверждает, что контроль суда за действиями судебных исполнителей является самым эффективным, считает В.Рябцев. Его не может заменить никакой другой контроль со стороны госорганов, поскольку независимость суда гарантирована Конституцией.

В текущем году судебными исполнителями хозяйственных судов исполнено 65% находящихся на исполнении документов. Из них доля реального исполнения, т.е. исполнительных производств, завершившихся успешным взысканием задолженности, — 68%.

Сохранение прямой связи между судебным исполнителем и судом важно еще потому, что это повышает ответственность судьи за исполнение судебного решения, которое не должно быть заведомо неисполнимым. Поэтому именно контроль суда за исполнением исполнительных документов гарантирует полноценную защиту нарушенных прав сторон, считает В.Рябцев.

ПОСКОЛЬКУ адвокатам приходится защищать права и интересы как должников, так и взыскателей, можно встретить различные мнения о контроле суда за системой исполнения судебных решений, признается председатель Республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц. Конечно, контроль суда нужен. Судья должен отвечать за вынесение решения и думать, как его исполнить. Судебному исполнителю необходимо предоставить больше прав и одновременно возложить больше обязанностей — чтобы он выполнял их самостоятельно. К сожалению, сегодня судебные исполнители не хотят брать на себя ответственность за исполнение отдельных решений. Но именно это исполнение — главное для взыскателя, чтобы решение суда не осталось на бумаге. А потому сегодня реальной возможности отделить судебного исполнителя от суда нет, полагает В.Чайчиц.

Одна из основных проблем — исполнение решений, не связанных с передачей денег и имущества, отмечает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Генеральной прокуратуры Елена Лебедева. К ним относятся решения суда, требующие, например, закончить ремонт, подписать какой-либо документ или совершить регистрационные действия. Того, кто не желает это сделать, можно привлечь к административной ответственности по ст. 24.10 КоАП. Но к этому механизму судебные исполнители почти не прибегают, потому что у них нет на это прав. Как же понудить совершить такие действия? Вероятно, нужно внести в законодательство нормы, позволяющие судебному исполнителю, имея в руках судебное постановление, напрямую добиваться выполнения необходимых действий, минуя недобросовестного должника.

Быть может, нужна кардинальная реформа службы исполнения и снижение контролирующих функций суда? По мнению первого заместителя председателя Верховного Суда Александра Федорцова, в перспективе мы придем к созданию единой службы исполнения судебных постановлений, имеющей определенную иерархию. Если в хозяйственных судах за 9 месяцев этого года было 75 тыс. исполнительных производств, то в общих судах — более 1 млн. При этом последние сегодня исполняют больше документов не судов, а других органов. И судебный контроль за исполнением, к примеру, решений третейских судов неэффективен. К тому же нагрузка на судей постоянно растет, дела очень сложные, отвлечься от их рассмотрения непросто. А потому контроль за судебными исполнителями зачастую носит формальный характер, и лучше освободить судей от несвойственных им функций, отмечает А.Федорцов.

По его мнению, для создания единой службы требуется высокий уровень профессиональной подготовки судебных исполнителей и правосознания в обществе. В некоторых странах в сфере исполнения активно работает частный сектор. Но Беларусь к такому шагу не готова. Судьи считают, что исполнение должно быть под контролем государства в интересах каждого гражданина и общества в целом.

Вопрос создания единой службы судебных исполнителей общих и хозяйственных судов сегодня прорабатывается, сообщил начальник главного управления по взаимоотношениям с органами законодательства и судебной власти Администрации Президента Денис Колос. Но здесь, как и при любой реформе, важно не допустить размывания компетенции, появления дублирующих полномочий органов, дополнительных расходов бюджета и одновременно добиться эффективности работы реформированных структур.

ДЛЯ финансовых органов, озабоченных эффективностью использования бюджетных средств, необходима структура, способная налагать взыскания не только на денежные средства должника, но и на его имущество. Заместитель министра финансов Максим Ермолович считает, что это один из важнейших элементов полной системы контроля и обеспечения финансовой безопасности страны. При этом важную роль призван играть институт банкротства.

Сегодня задолженность по исполненным гарантиям местных органов власти составляет 3,8 трлн. Br, причем с начала года она выросла почти на 1 трлн. Br. Предприятия берут кредиты на реализацию инвестпроектов и не платят по долгам. С этим нужно что-то делать, считает М.Ермолович: ведь речь идет о прямой задолженности перед бюджетом, неисполненных обязательствах перед социальной сферой и населением.

В распоряжении финансовых и налоговых органов есть четко регламентированная процедура наложения бесспорного взыскания на денежные средства с последующим контролем исполнения. Но если денег у должника нет, необходимо накладывать обременение на его имущество, а для этого требуется судебное решение. Поэтому судебным исполнителям необходимо дать возможность действовать без дополнительного решения суда о наложении взыскания. Его вынесению предшествует серьезная процедура разбирательств с должником, оценка его платежеспособности. В свою очередь должник добивается освобождения от экономических санкций и списания задолженности. Если все процедуры пройдены и комиссия не принимает решения, наложение взыскания на имущество должника должно происходить автоматически.

В Беларуси реально существует дуализм исполнения и два разных процесса (гражданский и хозяйственный), признал первый заместитель председателя ВХС Василий Демидович. Поэтому нужно учитывать их особенности. Согласно ХПК исполнение судебных постановлений — это стадия процесса. По мнению В.Демидовича, Служба судебных исполнителей хозяйственных судов сегодня работает эффективно. Она создавалась в структуре хозяйственных судов для обеспечения экономической безопасности государства, и эта цель достигается именно через взаимодействие и контроль суда.

Татьяна АБРАМОВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by