Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
30.08.2013 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДВЕ СТОРОНЫ ЕДИНОГО РЫНКА©

С 6 апреля начался новый этап развития рынка юридических услуг: юристы-лицензиаты, пожелавшие сохранить право на представление интересов клиентов в суде, должны были получить адвокатскую лицензию. Не получившие ее сохранили право предлагать лишь иные юруслуги. Какое влияние окажет на рынок углубившееся дифференцирование деятельности, «ЭГ» рассказали управляющий партнер адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ» Тимур СЫСУЕВ и управляющий партнер юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий» Александр БОНДАРЬ.

С 6 апреля начался новый этап развития рынка юридических услуг: юристы-лицензиаты, пожелавшие сохранить право на представление интересов клиентов в суде, должны были получить адвокатскую лицензию. Не получившие ее сохранили право предлагать лишь иные юруслуги. Какое влияние окажет на рынок углубившееся дифференцирование деятельности, «ЭГ» рассказали управляющий партнер адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ» Тимур СЫСУЕВ и управляющий партнер юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий» Александр БОНДАРЬ.

— Чем отличается ситуация на рынке юруслуг в этом году от прошлогодней?

Т. Сысуев:

— Те юридические фирмы, которые хотели сохранить за собой право оказания всего спектра юридической помощи, включая представительство в судах, столкнулись с необходимостью структурной перестройки. Партнеры таких фирм создали адвокатские бюро, одновременно сохранив за собой контроль над юридическими фирмами в качестве их учредителей.

Как и ранее, рынок юридических услуг в сфере хозяйственной деятельности четко сегментирован. Верхний (высокий) сегмент составляют около 10 крупнейших юридических фирм (на базе практически всех из них в настоящее время созданы адвокатские бюро), которые в силу опыта и профессионализма сотрудников, репутации, выстроенных бизнес-процессов и т.д. обслуживают иностранных клиентов, международные компании, крупных национальных субъектов хозяйствования, инвестиционные проекты. У них наиболее высокий уровень компетенции, сервиса, но и наиболее высокие ставки гонораров. Средний и низкий сегмент составляют фирмы и юристы-индивидуалы, которые обслуживают в основном средний и мелкий бизнес, хотя, конечно, всегда есть исключения.

Напомним, что в 2012 г. в Беларуси функционировали 182 юридические фирмы, в которых работало 1106 человек, и 628 юристов — индивидуальных предпринимателей. Адвокатскую лицензию получили лишь около 300 человек. Полагаю, что большинство из них продолжат практиковать именно в области юридической помощи по экономическим спорам. Маловероятно, что адвокат, бывший ранее юристом-лицензиатом, начнет активно заниматься уголовными или гражданскими делами в общих судах. Также маловероятно, что адвокаты, не практиковавшиеcя в хозяйственных делах, активно освоят эту сферу. Таким образом, круг лиц, осуществляющих профессиональное судебное представительство по хозяйственным спорам, сократился. Это ведет к росту ставок гонораров. Достаточно много юристов, которые ранее оказывали услуги по судебному представительству в хозяйственных судах по демпинговым ценам, в адвокатуру не перешли.

Положительное, на наш взгляд, влияние на рынок окажет тот фактор, что по Закону «Об адвокатуре» статус адвоката могут приобрести только граждане Беларуси, что исключает доступ на внутренний рынок иностранцев. Эта мера, наряду с некоторыми другими, ограничивает экспансию на белорусский рынок зарубежных адвокатов и юристов, поскольку они не могут оказывать профессиональную помощь клиентам в суде.

На наш взгляд, даже при наличии каких-то соглашений в этой области с другими государствами национальный протекционизм здесь вполне оправдан. Иностранные адвокатские бюро и юридические фирмы обладают несоизмеримо большими, по сравнению с отечественными, финансовыми возможностями, и их массовый допуск на внутренний рынок повлечет ряд негативных последствий.

— Какие направления юридического консалтинга более востребованы в текущем году и почему?

А. Бондарь:

— Упало количество проектов слияний-поглощений, но увеличилась в связи с созданием Таможенного союза потребность в юридической помощи в вопросах защиты прав на интеллектуальную собственность. Возросло число случаев недобросовестной конкуренции, обострилась проблема параллельного импорта и роста поставок на рынки стран Таможенного союза контрафактной продукции.

Также много вопросов возникло в связи с принятием Декрета от 7.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», в частности, по проблеме формирования уставных фондов организаций, внесения в них автотранспорта, по правильному оформлению при этом таможенных и иных документов.

— Вы ожидаете рост спроса на услуги, связанные с корпоративной реструктуризацией, с сопровождением сделок слияний и поглощений, какие именно?

Т. Сысуев:

— Эта область неразрывно связана с инвестиционными процессами. Спрос на юридическую помощь в сфере реструктуризации, слияний и поглощений востребован теми, кто приобретает бизнес и иные активы, а также бизнесменами, которые их продают. Основные заказчики первой группы — иностранные и крупные национальные инвесторы — в настоящее время активность снизили.

В то же время мы наблюдаем и прогнозируем устойчивый рост в будущем потребности в юридической помощи от субъектов второй группы — белорусских предприятий и предпринимателей, продающих бизнес, активы, допускающих в капитал компаний внешних инвесторов, и т.д. Это обусловлено тем, что наступил вполне закономерный этап — «бизнес-инфраструктура». Если ранее было важно создать и построить бизнес, то сейчас многие собственники осуществляют или планируют зафиксировать прибыль и выйти из бизнеса по разным причинам: от желания отойти от дел до необходимости найти деньги для иных проектов. Сделать это грамотно, эффективно, с минимальной налоговой нагрузкой и юридическими рисками — новая задача собственника и, соответственно, его консультантов.

А. Бондарь:

— Роль консультанта, имеющего опыт и навыки реализации соответствующих проектов, здесь трудно переоценить. Задача усложняется тем, что заказчики часто не могут грамотно поставить задачу или вообще склонны упрощать ситуацию, не уделяя должного внимания структуре и всем аспектам сделки, руководствуясь тем, что если они смогли создать и развить бизнес до серьезных масштабов, то и с вопросами его реструктуризации и продажи тоже справятся сами. Однако сделки M&A — достаточно специфичная сфера. Тут необходимо разработать правильную юридическую и финансовую структуру сделки, учитывающую состав и стоимость основных бизнес-активов, нормативные требования, баланс интересов сторон. Важно правильно соотнести требования гражданского, корпоративного, налогового законодательства, подготовить качественные документы, минимизирующие налоговые и юридические риски и пр.

Т. Сысуев:

— Важна также «предпродажная подготовка» продаваемого актива или объекта инвестиций: выстраивание корпоративной структуры компании, правильное закрепление прав на наиболее значимые объекты и т.д. Это, как свидетельствует практика, повышает стоимость актива в глазах покупателя или инвестора, что способствует получению продавцом большей выгоды. «Предпродажная подготовка» проходит значительно эффективнее и качественнее при участии опытных, высококвалифицированных консультантов.

А. Бондарь:

— И в этой роли (при всем уважении к коллегам) по ряду причин не могут выступать штатные юристы компаний. Зачастую они активно участвовали в построении действующей компании и поэтому не могут быть объективны и критичны при анализе слабых мест, выработке рекомендаций по модификации. Кроме того, они слишком сильно связаны с менеджментом компании.

Т. Сысуев:

— Тенденцией современного рынка юридической помощи является и увеличение заказов по корпоративной реструктуризации, не связанных с инвестированием или продажей бизнеса. Любая компания или группа компаний при достижении определенных масштабов требует структурирования, чтобы сохранить подконтрольность собственникам, управляемость, прибыльность.

— Как у клиентов изменились требования к эффективности и качеству юридического консалтинга?

Т. Сысуев:

— Если ранее требовались просто юридические знания, то сейчас юристам, претендующим на крупные заказы, нужны опыт, понимание не только юридической, но и экономической составляющей бизнеса клиента, знание его «узких» мест в отдельных сферах хозяйственной деятельности, умение решать юридические задачи в различных юрисдикциях.

Важно и соблюдение требований к респектабельности и внешней форме оказания юридических услуг. Если юрист претендует на работу с клиентом, у которого налажены и выстроены бизнес-процессы, то необходимо понимать, что он и от своих юридических консультантов ждет четкого, структурного и прагматичного подхода к решению поставленных задач. Рекомендации юристом должны быть сформулированы полно, точно и лаконично. Правда, решение этой задачи усложняется несоответствием правоприменительной практики положениям законодательства. Но указание на такие объективно существующие противоречия, тем не менее, вызывает вполне обоснованное недовольство клиента.

— Увеличились ли в этом году объемы консалтинговых бюджетов клиентов?

А. Бондарь:

— Все меньше клиентов готовы платить по часовым ставкам. Чаще они просят оценить объем работы по проекту и назвать фиксированную сумму. Не всегда это возможно, и если юрист ошибается в оценке сложности проблемы и тех трудозатрат, которые требует ее решение, то он будет работать над проектом клиента значительно больше запланированного времени, так сказать, за свой счет.

В целом уровень ставок и стоимости юридической помощи остается прежним, зависит от сегмента, в котором работает юрист. В любом случае по сравнению с другими странами, включая всех наших ближайших соседей, они крайне малы. Везде у лидеров рынка юридической практики, занимающих сопоставимые места в национальных и международных рейтингах с лидерами белорусского рынка, ставки выше в несколько раз.

Беседовала

Оксана КУЗНЕЦОВА

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений