Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Исследования, рейтинги
01.06.2012 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДОЛГОЛЕТИЕ КАК ПОВОД ДЛЯ РЕФОРМ©

Международный валютный фонд (МВФ) заявляет о том, что пенсионная проблема угрожает устойчивости мировой финансовой системы и призывает правительства стран существенно увеличить пенсионный возраст либо перейти к сокращению социальных программ. Рискам долгожительства посвящена отдельная глава доклада по вопросам глобальной финансовой стабильности, опубликованного в начале апреля.

Международный валютный фонд (МВФ) заявляет о том, что пенсионная проблема угрожает устойчивости мировой финансовой системы и призывает правительства стран существенно увеличить пенсионный возраст либо перейти к сокращению социальных программ. Рискам долгожительства посвящена отдельная глава доклада по вопросам глобальной финансовой стабильности, опубликованного в начале апреля.

 

Люди будут жить дольше, чем ожидалось, отмечено в докладе. По последним расчетам МВФ, в наиболее развитой части мира продолжительность жизни к 2100 г. вырастет до 90 лет, а в развивающихся странах (исключая наименее развитые) — до 80. По статистике ООН, тенденция к долголетию мирового населения была заметна еще раньше. Если в 1950 г. доля людей в возрасте старше 60 лет среди населения мира составляла 8%, то в 2009 г. — 11%. К 2050 г. этот показатель достигнет 22%, предупреждают аналитики.

 

Ежегодно доля лиц старшего возраста в мире увеличивается на 2,6%, а общая численность мирового населения — на 1,2%. В ООН подсчитали, что количество граждан «почетного» возраста будет расти быстрее, чем численность других групп населения по крайней мере до 2050 г.

 

Долголетие угрожает благосостоянию многих государств, т.к. напрямую связано с финансовыми издержками на содержание пожилого населения. Глава МВФ Кристин Лагард, комментируя доклад, сообщила, что разрыв между пенсионными обязательствами и экономическими возможностями ширится в большинстве стран мира. По прогнозу, годовые издержки от обслуживания стареющего населения в развитых странах возрастут с 5,3% ВВП в 2010 г. до 11,1% ВВП в 2050 г. (что суммарно за 40 лет выльется в 100% дополнительной нагрузки на ВВП), а суммарное бремя для развивающихся стран вырастет на 50%.

 

Поэтому МВФ рекомендует правительствам корректировать пенсионные планы и механизмы социального обеспечения: либо увеличить возраст выхода на пенсию либо сократить социальные программы и выплаты. Причем выбор желательно делать в пользу первой рекомендации (прямого указания нет, но аргументы в ее защиту гораздо убедительнее).

 

Кроме того, МВФ советует правительствам сворачивать пенсионные системы с фиксированными выплатами и развивать наиболее эффективные, распределяющие риски, в т.ч. краткосрочные, между физическими лицами, рынком и пенсионными фондами. Напомним, что по международным стандартам система пенсионного обеспечения имеет 3 уровня. Она объединяет солидарно-распределительную систему, носящую всеобщий характер за счет обязательных в силу закона взносов (работающие оплачивают выплаты пенсионерам), систему корпоративных пенсий, созданную на предприятиях или в отдельных отраслях (финансируется по накопительной схеме за счет дополнительных платежей работодателя или работника), и систему добровольных пенсионных накоплений самих работников.

 

Нам до «золотого стандарта» далеко. Концепция развития белорусской пенсионной системы до 2015 г. будет представлена обществу не раньше октября. Между тем в России «рабочий вариант» пенсионной реформы уже передан на рассмотрение президенту. Кстати, в нем проблемы долгожительства учтены. Так, поэтапное повышение пенсионного возраста для российских женщин до 60 лет к 2029 г. может начаться уже в 2015 г. Затем планом предусмотрено более мягкое увеличение пенсионного возраста мужчин и женщин с 2030 г. по 3 месяца за год, с 2036 г. — по 6 месяцев. В итоге в 2047 г. пенсионный возраст россиян достигнет 65 лет, против нынешних 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. До конца 2012 г. реформа будет утверждена президентом.

 

Если возможности повысить пенсионный порог государство не найдет, ему придется сокращать социальные пособия, считают в МВФ. Альтернативой могут быть меры поощрения физических лиц к более позднему выходу на пенсию, т.е. продление периода накопления пенсионных ресурсов и сокращение периода их использования. Такая возможность белорусам предоставлена Указом Президента от 18.03.2012 № 136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан». Другие страны, включая Россию, пока не торопятся в ущерб перспективным комплексным пенсионным планам запускать механизм, работающий лишь на доброй воле пенсионеров.

 

Правда, сами белорусы не прочь задержаться на работе. По данным Минтруда и соцзащиты, 22% пенсионеров (548 тыс.) продолжают трудиться, имея право на отдых. Женщин среди них почти вдвое больше, чем мужчин. Интересно, что без малого 1 тыс. работающих пенсионеров уже отметили 80-летие, а трое мужчин и три женщины перешагнули 90-летний рубеж. Очевидно, что понятия старости и утраты дееспособности у нас больше не соотносятся.

 

Не случайно в последние годы демографы активно используют понятие перспективного возраста — числа лет, которые человеку еще предстоит прожить. Для пожилых людей в нашей стране этот показатель достаточно высок. Согласно Европейской таблице демографических данных 2010 г., перспективный возраст для 65-летних белорусских мужчин составляет 11,7 лет, для 65-летних женщин — 16,6 лет.

 

Есть расчеты и для других возрастных групп. Так, 75-летний белорус в 2000 г. мог рассчитывать еще на 8,5 лет жизни, а сейчас — на 9 лет. По прогнозам ООН, в 2025–2030 годах этот показатель достигнет 10, а в 2060–2070-х — 12 лет. Перспектива, конечно, обнадеживает, но в целом ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась у нас за 20 лет на 6 месяцев у женщин, а у мужчин снизилась на 1,6 года.

 

Население страны признано стареющим (по методологии ООН) с 50-х годов XX века, когда удельный вес лиц старше 65 лет превысил 7% уровень. А в начале 2011 г. 65-летних и старше граждан в городах было уже 11%, в сельской местности — 22%.

 

Но поскольку численность белорусов в возрастах старше трудоспособного (55 лет для женщин и 60 — для мужчин) за 2008–2010 гг. увеличилась на 70,9 тыс. человек (+0,9% в общей численности жителей республики), международные эксперты, в т.ч. Всемирного банка, считают, что пенсионный порог следовало бы как минимум скорректировать. На деле они предлагают сначала уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин к 2020 г. путем повышения его для женщин на 6 месяцев ежегодно до 60 лет, а затем в том же темпе к 2026 г. довести его до 63 лет для обоих полов. Но даже в этом случае пенсионный возраст белорусов останется невысоким по европейским меркам. Жители Великобритании к этому сроку будут работать до 65 лет, немцы — до 66, датчане и испанцы — до 67 и т.д. (если не последуют новым рекомендациям МВФ). Пенсионный возраст мужчин и женщин поднимает Чешская Республика, Греция, Венгрия, Италия, Корея и другие страны. МВФ подчеркивает, что меры по регулированию долгожительства, принятые сегодня, покажут результат лишь через несколько лет. Задержка с принятием необходимых решений не позволит эффективно справиться с этой проблемой.

 

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений