Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДФР КГК – о применении постановления № 3: — до настоящего времени ни одного заключения не составлено

В рамках прошедшего в Верховном Суде мероприятия представители финансовой милиции рассказали про практику применения Инструкции о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налогов, а также оформления и направления информации (в соответствии с постановлением КГК от 09.07.2019 № 3 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151»).

На этом вопросе подробно остановился начальник 2-го управления ДФР КГК Александр Варава.  Из его вы­ступления также создается впечатление, что в настоящее время силовики занимают осторожную, взвешенную позицию в части применения норм постановления № 3 и дальнейшей работы с контрагентами недобросовест­ных налогоплательщиков.

Инструкция, утв. постановлением КГК от 09.07.2019 № 3 «О мерах по реализации Указа Президента Рес­публики Беларусь от 18.04.2019 № 151», является, по сути, совершенно новым механизмом составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и на­правления информации, и вступила в силу с 17.07.2019.

Очевидно, что такой небольшой период действия Инструкции не позволяет говорить о том, что правоприменительная практика по ней сложилась окончательно. Но направленность прогнозируемой практики закладывалась исходя из поручений Президента, данных при проработке вопроса об отмене Указа от 23.10.2012 № 488, общих тенденций развития законодательства в целях либерализации бизнес-климата и пожеланий деловых кругов.

Право составления заключений (об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора) в отношении субъекта предпринимательской деятельности (СПД)) и направление информации субъектам хозяйствования предоставлено исключительно Департаменту финансовых расследований. Это обстоятельство – одно из существенных отличий от ранее действовавшего механизма, когда правом составления и направления предписаний обладали все органы финансовых расследований (т.е. не только само ведомство, но его областные, межрайонные отделы. – Прим. ред.).

За три года Департаментом составлено 159 заключений в отношении СПД. При этом количество СПД, включенных в реестр, было значительно большим. Важно, что ни одно из составленных заключений не обжаловалось.

В ходе отработки 159 заключений установлено более 4200 уникальных контрагентов, которые оформляли от одной до сотни хозяйственных операций с СПД, в адрес которых было направлено более 2200 пред­писаний с требованием произвести корректировку налогового учета и доплату причитающихся налогов, по которым поступило более 200 возражений.

О подходах в практике применения Инструкции

Заключение сейчас может быть составлено только по результатам проверки, проведенной в порядке, предусмотренном Указом № 510, и (или) в ходе расследования уголовного дела. То есть ее механизм усложнился: дополнительно необходимо наличие акта проверки либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Напомним, что, в соответствии с п. 4 ст. 33 НК, налоговая база и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

– установление искажения сведений о фактах (совокупности фак­тов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);

– основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);

– отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

Сотрудникам ДФР необходимо проделать значительный дополнительный объем работы по сравнению с ранее действовавшими механизмами. При этом руководством Департамента ставятся задачи о более жестком и требовательном подходе к должностным лицам данной силовой структуры при осуществлении этой деятельности.

В частности, ужесточились подходы и к определению периода, в течение которого имеются основания, влекущие корректировку налоговой базы и сумм налогов (сборов) к уплате у субъектов хозяйствования, офор­мивших операции (сделки) с СПД, в отношении которого составлено заключение.

Департаментом с момента вступления в силу постановления КГК № 3 проводится тщательный анализ информации о наличии у ряда субъектов предпринимательской деятельности всей совокупности приз­наков и условий, изложенных в Инструкции.

Однако до настоящего времени ни одного заключения не составлено и, как следствие, информация субъектам хозяйствования не направлялась.

Это обусловлено длительностью процесса, необходимостью соблюдения всех процессуальных норм, как при назначении и проведении проверок, в отношении СПД и субъектов хозяйствования, привлечения указанных лиц к предусмотренной действующим законодательством ответственности, так и при добывании доказательств в рамках расследования уголовных дел по экономическим преступлениям.

Еще одно существенное отличие вновь введенного механизма.

Если ранее в адрес субъектов хозяйствования органами финансовых расследований направлялось предписание с требованием о налогообложении хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение, сейчас в адрес указанных лиц Департаментом направляется информация с предложением самостоятельно осуществить в соответствии с НК корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), а также уплату невнесенных налогов (сборов).

При этом предусмотрено, что субъект хозяйствования вправе пред­ставить в ДФР пояснения по исчислению и уплате налогов (сборов) по указанным операциям, которая будет учтена Департаментом.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений