$

2.1112 руб.

2.4458 руб.

Р (100)

3.2211 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

Десять способов нефинансовой мотивации сотрудников

09.01.2018

Высококвалифицированные специалисты, особенно редких специальностей и профессий, всегда востребованы на рынке труда. В такой ситуации между работодателями возникает серьезная конкуренция по привлечению наемных работников. Мотивационные аспекты приобретают все большее значение в современной организации трудового процесса.

Мотивация персонала – это создание специальных условий труда и стимулов в организации, побуждающих сотрудников на более качественное выполнение трудовых обязанностей и достижение по­ставленных руководством целей.

Система мотивации и стимулирования персонала используется для:

– более качественного выполнения сотрудниками трудовых обязанностей;

– повышения лояльности сотрудников к организации-нанимателю;

– повышения производительности труда;

– заинтересованности сотрудников в достижении конечного результата;

– привлечения наиболее квалифицированных специалистов;

– снижения текучести кадров;

– создания позитивного микроклимата в организации.

Ввиду различного рода обстоятельств, как правило, основным способом мотивации труда является именно размер выплачиваемой работнику заработной платы, напрямую влияющий на производительность и эффективность труда.

Но, по мнению многих работников, заработная плата и иные финансовые способы мотивации труда не всегда являются решающими факторами при выборе работодателя. При примерно одинаковых условиях оплаты труда работник будет обращать внимание на другие составляющие работы у каждого нанимателя. По возможности будет интересоваться мнением сотрудников организации, в т.ч. бывших.

Также необходимо учитывать, что целью организации не всегда является извлечение прибыли. Фонд заработной платы в такой организации может быть фиксированным. У нанимателя далеко не всегда есть возможность мотивировать работника при помощи финансовой составляющей.

Система мотивации труда работников организации строится из двух элементов:

– финансовые способы мотивации труда работников (заработная плата, премии, бонусы, вознаграждения, установленные локальными нормативными правовыми актами нанимателя (ЛНПА));

– нефинансовые способы мотивации труда работников (льготы по режиму труда и отдыха, корпоративные мероприятия, оснащенность рабочего места, признание заслуг работника и др.).

Существует большое количество нефинансовых способов мотивации труда, которые при определенных обстоятельствах могут выступить решающим фактором выбора в пользу того или иного нанимателя.

1. Льготы, связанные с режимом труда и отдыха

К таким льготам относится возможность предоставления нанимателем социального отпуска для получения образования, социального отпуска без сохранения заработной платы по уважительным причинам (свадьба, смерть близких родственников и др.). Очень важно, насколько процесс получения такого вида отпуска «забюрократизирован» в организации. Необходимо, чтобы конкретные случаи возможности предоставления такого вида социального отпуска и его продолжительность были прописаны в ЛНПА.

Значение также имеет продолжительность установленного нанимателем перерыва для отдыха и питания. Если наниматель установит минимальную продолжительность такого перерыва (20 минут), то, возможно, большинство работников не смогут полноценно отдохнуть.

Работники ценят возможность установления режима гибкого рабочего времени, продолжительность трудового отпуска.

Отличный нефинансовый мотиватор – предоставление работнику оплачиваемого нерабочего дня за определенные достижения в работе. Работник может накапливать такие дни и использовать их в совокупности, таким образом получая за высокий результат труда дополнительный мини-отпуск.

Недостаток: может пострадать трудовая дисциплина; работник может чрезмерно увлечься отдыхом, что обязательно скажется на результате труда.

2. Похвала сотрудников. Публичное признание заслуг

Этот элемент нефинансовой мотивации имеет важное психологическое значение. Для любого работника важным фактором является признание его успешной трудовой деятельности. Признание трудовых заслуг работника и устная благодарность начальника, в особенности строгого и требовательного, уже сами по себе могут являться серьезной мотивацией труда. Ценность признания трудовых заслуг работника, несомненно, возрастает для него, если это происходит при всем коллективе или структурном подразделении.

Наиболее распространенными нематериальными формами признания трудовых заслуг работника являются:

– устная благодарность;

– признание успехов работника на общем совещании;

– размещение фотографии работника на доске почета организации;

– информация о трудовых успехах работника в СМИ;

– почетная грамота;

– письменная благодарность.

Такой вид нефинансового стимулирования сотрудников предусмотрен некоторыми нормативными правовыми актами. Так, согласно ст. 49 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» госслужащие за успешное и добросовестное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения в труде поощряются в т.ч. объявлением благодарности.

Недостаток: от постоянной похвалы трудовых заслуг у работника может (зачастую необоснованно) чрезмерно повыситься самооценка. В результате он станет требовать увеличения заработной платы или вовсе сменить место работы.

3. Материальные нефинансовые вознаграждения

К такой группе относятся подарки, которые организация презентует своим сотрудникам к различным праздникам (Новый год, день основания организации и т.д.). Также сюда можно отнести сувениры с фирменной символикой организации, которые сотрудники могут использовать в повседневной жизни, – ручки, брелоки, кружки и т.д.

К этому же виду нефинансовых вознаграждений относятся абонементы в спортзал, в спа-салон на различные виды процедур, подарочные сертификаты магазинов, приобретенные за счет нанимателя.

Наниматель может стимулировать работников таким видом вознаграждения по результатам работы за определенный период, например, за неделю или по результатам выполнения проекта.

К такой группе нефинансовой мотивации необходимо отнести и подарки организации на юбилеи сотрудников, подарки за стаж работы в организации, бесплатные билеты в театр, кино, цирк, подарки по случаю рождения детей.

На предприятиях пищевой промышленности распространена практика выдачи работникам пайков из продукции собственного производства к праздникам. Довольно часто работник организации может приобрести продукцию, выпускаемую нанимателем, со значительной скидкой.

В некоторых организациях практикуются бесплатные обеды. Сотрудник тратит меньше времени на питание вне места расположения организации и соответственно может больше времени уделить работе, а не организации обеденного перерыва.

Довольно существенным фактором, стимулирующим труд у нанимателя, будет являться возможность получения беспроцентного займа.

Недостаток: подарок может не понравиться работнику. Сотрудники в разговорах между собой могут обвинять нанимателя в скупости, отсутствии вкуса и др. В такой ситуации этот вид стимулирования может иметь обратный эффект.

4. Диалог с коллективом. Отсутствие публичной критики сотрудников

Необходимо не только высказывать свои идеи о развитии организации и решении текущих вопросов, но и выслушивать мнение работников. Такая позиция поможет работнику чувствовать себя частью коллектива.

Критиковать сотрудников за допущенные в ходе трудовой деятельности ошибки и просчеты руководителю лучше отдельно от остального коллектива. Необходимо предлагать работникам исправлять свои недочеты в работе самостоятельно.

Недостатки: на налаживание и непосредственно сам диалог с коллективом будет затрачиваться существенная часть рабочего времени; на одни и те же недостатки в работе придется указывать каждому сотруднику индивидуально.

5. Корпоративные мероприятия

Одним из видов нефинансовой материальной мотивации труда являются организация и проведение нанимателем корпоративных мероприятий. Участие в них значительного количества членов коллектива способствует формированию командного духа у сотрудников, существенно помогает сплочению коллектива, предоставляет возможность неформального общения между начальниками и подчиненными.

Все корпоративные мероприятия можно разделить в зависимости от цели их проведения на:

– празднично-развлекательные. Наиболее типичные примеры – празднование наступления Нового года, годовщины основания фирмы и др. Как правило, проводятся в форме ужина в ресторане, кафе либо выезда на природу;

– мероприятия с целью сплотить коллектив;

– мероприятия как способ отметить лучших сотрудников;

– мероприятия с целью наладить коммуникационные связи между начальниками структурных подразделений и рядовыми сотрудниками;

– спортивные соревнования.

Недостатки: существенные финансовые затраты; при неправильной организации может дать обратный эффект.

6. Оборудование рабочего места

За рабочим местом среднестатистический сотрудник организации проводит 8 часов 5 дней в неделю. От оснащенности рабочего места необходимым современным оборудованием, средствами связи, расходными материалами, канцелярскими принадлежностями и другим во многом зависит производительность труда. В настоящее время распространены ситуации (в т.ч. в государственных организациях), когда в качестве поощрения за достижения в трудовой деятельности начальник обещает сотруднику для работы новый компьютер, ноутбук, принтер и т.д.

К такой группе нематериального стимулирования труда можно отнести предоставление сотруднику личного автомобиля, отдельного кабинета для работы или его ремонт, привлечение в помощь сотруднику секретаря или помощника.

Недостаток: значительные финансовые затраты.

7. Возможность повышения статуса сотрудника

Речь идет прежде всего о перспективах карьерного роста. Далеко не всегда профессионал будет работать в организации без перспектив повышения в должности продолжительный период даже в случае мотивации в виде достойной оплаты труда.

Также не последнюю роль играет возможность получения дополнительного образования за счет средств нанимателя. В случае успешного прохождения обучения и получения соответствующего документа довольно часто следует повышение в должности.

Большим стимулом в трудовой деятельности является поручение работнику ведения VIP-клиента фирмы или курирование крупного или особо важного проекта.

Недостаток: дополнительное образование работника несет дополнительные затраты для нанимателя.

8. Приглашение работника на обед с руководителем организации

Хорошая практика – примерно раз в неделю приглашать лучшего работника на обед с руководителем за счет организации. Работник, а также другие сотрудники организации будут видеть, что его труд оценен.

Недостаток: если часто приглашать на такое мероприятие одного и того же сотрудника, возникнет негативный эффект для мотивации и сплочения коллектива.

9. Поздравление сотрудника со значимыми датами перед всем коллективом (структурным подразделением)

К таким датам относятся не только поздравления сотрудника с днем рождения, свадьбы, юбилеем, но и профессиональными событиями – прохождение испытательного срока, год работы в компании, повышение в должности и т.д.

10. Периодическое проведение мотивирующих совещаний

При проведении таких совещаний руководителю необходимо не только обсуждать планы и делиться новостями, но и хвалить сотрудников.

* * *

Выбор меры стимулирования производительности труда, в т.ч. нефинансовой, всегда остается за нанимателем. Воз­можность использования способов мотивации и стимулирования труда во многом зависит от финансовых возможностей организации. Наиболее успешным является использование в совокупности как финансовых, так и нефинансовых способов мотивации и стимулирования труда.

Автор публикации: Алексей ШТЕЙНЕР, юрист, специалист по трудовому законодательству