Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Банки и расчеты
03.02.2015 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НЕСПОКОЙНОГО ВРЕМЕНИ©

На расширенном заседании Правления Нацбанка 30 января были рассмотрены итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2014 год и задачи банковской системы по их реализации в 2015 г. При этом были названы основные ориентиры инфляции и роста денежной массы.

На расширенном заседании Правления Нацбанка 30 января были рассмотрены итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2014 год и задачи банковской системы по их реализации в 2015 г. При этом были названы основные ориентиры инфляции и роста денежной массы.

Основной целью денежно-кредитной политики Национального банка в 2015 г. объявлено ограничение инфляции для содействия устойчивому и сбалансированному развитию экономики. По итогам прошлого года этот показатель был значительно выше прогноза — 16,2%. Теперь целевой ориентир по инфляции в 2015 г. определен на уровне 18% с допустимым отклонением в размере 2%. Достичь такого уровня инфляции власти намерены путем контроля над денежным предложением со стороны Нацбанка. Для этого будет осуществлен переход к режиму монетарного таргетирования. При этом промежуточным ориентиром денежно-кредитной политики назван прирост средней широкой денежной массы на уровне не более 30% за 2015 г. В качестве операционного ориентира денежно-кредитной политики определен прирост средней рублевой денежной базы.

Целевые параметры прироста средней рублевой денежной базы и средней широкой денежной массы планируется достичь с использованием инструментов денежно-кредитной политики. Будут возобновлены регулярные аукционы на открытом рынке.

В январе т.г. было отменено большинство введенных ранее жестких мер. Так, Нацбанк снял ограничения по кредитованию в иностранной валюте юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих выручку в иностранной валюте, достаточную для исполнения обязательств по кредитному договору. Правлением Нацбанка принято постановление, предусматривающее продажу в полном объеме иностранной валюты, купленной банками за счет собственных средств на БВФБ, а также у физических лиц. В ближайшее время будет рассмотрен вопрос о снятии ограничений на осуществление покупки-продажи иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке.

Кроме того, в 2015 г. будут поддерживаться равные условия функционирования для всех банков, в т.ч. в части доступа к операциям рефинансирования и формирования фонда обязательных резервов, что будет способствовать развитию конкуренции.

Курсовая политика в 2015 г. должна способствовать сглаживанию резких колебаний обменного курса белорусского рубля, при этом сохранятся жесткие подходы к использованию золотовалютных резервов для проведения валютных интервенций.

С 9.01.2015 г. Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине валют, в которой удельный вес российского рубля увеличен до 40%, а доли доллара США и евро снижены до 30% каждая. Данный механизм реализуется на основе операционного правила проведения интервенций, предусматривающего минимизацию валютных интервенций Нацбанка и обеспечение динамики обменного курса с учетом спроса и предложения на валютном рынке с одновременным ограничением дневной волатильности стоимости корзины валют. Если на биржевых торгах складывается превышение спроса над предложением по трем торгуемым валютам, то стоимость корзины повышается, если снижение спроса — то наоборот. В дальнейшем планируется обеспечить полное открытие внебиржевого валютного рынка, а также изменение режима биржевых торгов на непрерывный двойной аукцион.

С 1.02.2015 г. будут отменены все прямые ограничения на кредитование экономики, в т.ч. по нулевому приросту требований банков к экономике в белорусских рублях. Регулирование кредитной активности будет идти на рыночных принципах на основе общепринятого рыночного инструментария.

При определении своих планов по кредитованию банкам следует руководствоваться прежде всего необходимостью обеспечения сбалансированности активов и пассивов, составляя с этой целью на регулярной основе прогнозы динамики активов и пассивов, разработанные с учетом основных макроэкономических показателей.

Правительством и Нацбанком совместно с банками определены параметры кредитования государственных программ и мероприятий. Банки должны осуществлять кредитование исходя из наличия реальных источников финансирования и отсутствия ресурсной поддержки со стороны регулятора. При этом руководители банков будут нести персональную ответственность за согласование проектов о кредитовании государственных программ и мероприятий без наличия соответствующих источников финансирования.

Процентная политика в 2015 г. будет носить антиинфляционную направленность. Для этого процентные ставки будут поддерживаться положительными в реальном выражении, также будет обеспечиваться превышение доходности сбережений в белорусских рублях над валютными сбережениями.

Наряду с реализацией мер по обеспечению монетарной стабильности Нацбанком будет уделяться пристальное внимание устойчивому и безопасному функционированию банковского сектора. При необходимости будут приниматься меры контрциклического регулирования.

Сложившиеся на начало 2015 г. показатели устойчивости работы банков на заседании были названы удовлетворительными. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, сократилась с 4,45% на 1.01.2014 г. до 4,37% на 1 января т.г., достаточность нормативного капитала увеличилась с 15,5% до 17,4%, прибыль выросла на 11,2%, до 7,6 трлн. Br. При этом рентабельность активов банков в годовом исчислении сократилась на 0,17 п.п., до 1,7% , а нормативного капитала — на 0,65 п.п., до 13,12%. Специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, сформирован в необходимом объеме.

Теперь перед банками ставится задача обеспечить сбалансированность динамики своих активов и пассивов, повысить качество управления кредитным риском, ужесточить подходы к оценке получателей кредитов в иностранной валюте, проработать варианты рефинансирования кредитной задолженности предприятий, испытывающих трудности со сбытом продукции в связи с ухудшением экономической конъюнктуры. Кроме того, банкам необходимо улучшить управление платежным процессом и принять меры по повышению надежности своих программно-технических комплексов, включая создание необходимых резервных мощностей, и обеспечить соблюдение графика приема и обработки системой BISS электронных платежных документов и электронных сообщений. Регулятор также намерен контролировать исполнение поручения главы государства о необходимости оптимизации и сокращения затрат на содержание банков, максимальной экономии средств, в т.ч. направляемых на оплату труда.

В рамках выполнения стратегической задачи по дедолларизации экономики и повышению доверия к белорусскому рублю до конца февраля Правлением Нацбанка будут рассмотрены предложения по сокращению случаев использования иностранной валюты, ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте при расчетах на территории республики.

Одновременно планируется принятие нормативного правового акта по функционированию в стране цифрового банкинга, направленного на создание необходимых условий для предоставления полного спектра банковских услуг и продуктов через дистанционные каналы обслуживания, упрощения идентификации клиентов — физических лиц и функционирования полноценного электронного документооборота без дополнительного истребования документов на бумажном носителе.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений