Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2354
EUR:
3.4633
RUB:
3.492
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Перестройка логистики перевозок: 6 августа в Беларуси отмечается День железнодорожника

Фото: neg.by

Ежегодно в первое воскресенье августа (в 2023 г. – 6 августа) свой профессиональный праздник отмечают железнодорожники Беларуси. Именно труд профессионалов данной отрасли обеспечивает функционирование важнейшего направления транспортной сферы, благодаря которому пассажиры могут перемещаться по территории всей страны и за ее пределы, а грузы – доставляться в пункты назначения.

По данным статистики, сегодня на долю Белорусской железной дороги приходятся около 63% грузооборота всех видов транспорта общего пользования и 33% пассажирооборота.

160 лет в пути

27 декабря 2022 г. БЖД отметила значимую для себя дату – 160 лет со дня основания. С короткого участка железнодорожного пути из Санкт-Петербурга в Варшаву, который проходил через Гродно и Поречье, началась история белорусской магистрали. Сегодня БЖД – это современная, хорошо развитая транспортная система, которая играет важную роль в развитии экономики и социальной сферы РБ. Эксплуатационная длина железнодорожных путей Белорусской железной дороги составляет 5,5 тыс. км, а их густота достигает 26,4 км на 1000 кв. км территории. При этом протяженность электрифицированных участков составила 1369,5 км – каждый четвертый километр железнодорожных путей.

По предварительным данным, в январе-мае 2023 г. БЖД перевезла во всех видах сообщений более 24 млн пассажиров, из них около 6 млн было перевезено в мае. Внутри республики наиболее популярными маршрутами были Минск – Брест, Минск – Гомель и Минск – Витебск. В международном сообщении наибольшим спросом пользовались поезда с направлениями Москва и Санкт-Петербург. Всего с начала года в международном сообщении перевезено более 1 млн пассажиров, что почти на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В настоящее время между РБ и РФ организовано регулярное пассажирское сообщение в направлении Москвы, Санкт-Петербурга, Адлера, Калининграда, Мурманска, Архангельска, Анапы и Самары. Еженедельно между двумя государствами курсируют порядка 150 поездов.

Внедрение новых технологий

БЖД продолжает совершенствование безбумажных технологий и дистанционных сервисов, стремится сделать их максимально простыми, доступными и удобными. Так, с января по июнь 2023 г. пассажиры БЖД оформили через интернет почти 5 млн электронных билетов: более 3,86 млн – на поезда с нумерованными местами и более 1,1 млн – на поезда с ненумерованными местами городских линий и региональных линий экономкласса.

Наиболее активный прирост наблюдается в сегменте электронных билетов на поезда с нумерованными местами. По итогам 1-го полугодия 2023 г. 74,4% билетов на поезда международных, межрегиональных линий и региональных линий бизнес-класса приобрели на сайте pass.rw.by и с помощью мобильного приложения «БЧ. Мой поезд» (количество пользователей – более 200 тыс. человек). Для сравнения: в 2022 г. доля продаж электронных билетов на поезда с нумерованными местами составляла 57%.

Сэкономить свое время пассажирам также помогают терминалы самообслуживания. Сегодня на станциях и остановочных пунктах магистрали действуют более 200 устройств, через которые можно купить билеты на поезда с ненумерованными местами без обращения к кассиру.

7 июля 2023 г. исполнилось 5 лет с момента открытия контакт-центра БЖД, основной задачей которого является качественное обеспечение обслуживания потребителей сервисных услуг при организации пассажирских перевозок. За 5 лет работы предприятия профессиональные консультации по вопросам пассажирских перевозок получили почти 9,7 млн потребителей.

Из общего количества клиентов порядка 70% обратились за справочной информацией, еще 30% составили услуги по бронированию мест, оказанию ситуационной помощи и поддержке маломобильных граждан. Согласно информации, предоставленной пресс-центром БЖД, количество обращений в контакт-центр изменяется в зависимости от сезона, в наиболее активный летний период общий объем звонков достигает до 6000 в сутки.

Перевозка и перевалка: новые маршруты

В 2022 г. БЖД столкнулась с негативным влиянием санкционных ограничений. Тогда, комментируя ситуацию, министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко отмечал, что из-за санкций ЕС из перевозок железной дороги выпали порядка 30% транзитных грузов, которые были одним из основных источников доходности белорусского перевозчика. Например, практически полностью прекратились перевозки российского каменного угля, который был одним из самых важных позиций транзитных грузоперевозок.

В сложившихся условиях приоритетными стали две задачи – обеспечить вывоз белорусских экспортных грузов и заместить выпавшие доходы новыми направлениями. В результате схема поставок БЖД была перестроена за счет привлечения дополнительных объемов казахских, узбекских, таджикских грузов и из третьих стран, которые могут беспрепятственно двигаться в направлении ЕС.

Отдельным направлением стали контейнерные перевозки по маршруту Европа – Китай. В течение года БЖД обеспечила отправку на экспорт из Беларуси в Китай 988 контейнерных поездов с продукцией белорусских предприятий. По предварительным итогам работы объем экспортных перевозок грузов в составе контейнерных поездов составил порядка 120 тыс. груженых контейнеров в ДФЭ (двадцатифутовом эквиваленте), что в 6,5 раза больше, чем в 2021 г. Основной объем перевозок составляет продукция деревообрабатывающих предприятий, удобрения и молочная продукция.

Развитие экспортных перевозок и продвижение белорусской продукции на внешние рынки сбыта являются важнейшими стратегическими направлениями для Белорусской железной дороги. Сегодня благодаря выстраиванию взаимодействия со всеми участниками рынка транспортных услуг доставка продукции белорусских предприятий в Китай обеспечивается в течение двух недель как до железнодорожных станций, так и далее автотранспортом в любую точку страны, включая услугу «последней мили».

Особое внимание в 2023 г. будет уделено вопросам дальнейшего развития экспортных перевозок продукции субъектов хозяйствования Беларуси на внешние рынки сбыта, в первую очередь в Китай и страны ЕАЭС.

Несмотря на востребованность данного направления перевозок, по нему также возникают проблемы, требующие решения. Например, закрытие железнодорожных пунктов пропуска с Литвой привело к необходимости перестройки логистических цепочек. Тем не менее БЖД выражает уверенность в том, что по итогам года объем перевалки грузов в этом направлении вырастет, несмотря на все возникающие трудности.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by