Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №17(2711) от 01.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2179
EUR:
3.492
RUB:
3.5417
Золото:
210.27
Серебро:
2.31
Платина:
91.46
Палладий:
94.97
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тяжелый груз санкций: как работала транспортная отрасль в 2022 году

Фото: freepik.com

Белорусский транспортный комплекс пережил непростой год: санкции проверили на прочность все его сегменты, но особенно досталось грузоперевозкам. В Министерстве транспорта и коммуникаций провели итоговую коллегию, во время которой обсудили итоги прошлого года и текущую ситуацию.

Грузоперевозки

Авраменко (2).jpg
      Алексей Авраменко

Основным вызовом для отрасли в прошлом году стали санкционные ограничения, введенные в отношении Беларуси. В связи с этим в транспортном комплексе максимум усилий направлялись на структурную трансформацию, перестройку логистических цепочек и минимизацию ущерба от санкций. Министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко подчеркнул, что в 2023 г. требуется не только развивать направления, освоенные в прошлом году, но и находить новые рынки, на постоянной основе взаимодействовать с потребителями транспортных услуг, а также предлагать новые сервисы и совершенствовать работу уже существующих.

Глава ведомства сообщил, что в прошлом году порядка 30% транзитных грузов выпали из перевозок железной дороги из-за санкционных ограничений, введенных Европейским союзом. Речь в т.ч. идет о транзитных российских грузах, в частности, каменном угле. А. Авраменко также отметил, что сейчас схема работы Белорусской железной дороги перестраивается.

«Ориентируемся на сохранение того транзита, который есть на сегодняшний момент, а также на привлечение дополнительных объемов – казахских, узбекских, таджикских грузов и третьих стран, которые могут беспрепятственно двигаться в направлении Европейского союза», – пояснил министр.

При этом в 2022 г. успешно развивались контейнерные железнодорожные перевозки в восточном направлении. Перевозки контейнеров с продукцией белорусских предприятий в Китай составили порядка 120 тыс. штук в 20-футовом эквиваленте и выросли в 5 раз.

В сфере международных автоперевозок грузов увеличилось количество двусторонних перевозок в Россию, страны Закавказья, Центральной Азии, Иран и Турцию, начали осуществляться перевозки из Китая.

По словам министра, решение правительства о перемещении по территории РБ грузовых автомобилей и тягачей Евросоюза только до установленных мест перегрузки и перецепки способствовало обеспечению белорусских перевозчиков работой, а также их переориентации на рынок ЕАЭС и азиатского региона.

Договоренность с Россией об отмене категорийности разрешений в/из третьих стран также упростила выполнение перевозок грузов. Это решение обеспечило рост выполняемых белорусскими автомобильными перевозчиками перецепок и перегрузок в специально установленных местах. Количество таких перецепок и перегрузок в/из РФ выросло с 7,5 тыс. в августе до 11 тыс. в декабре 2022 г.

С октября прошлого года Транспортная инспекция начала оформлять разрешения на международную перевозку грузов по территории РБ для автомобильных перевозчиков ЕС в связи с имеющимися трудностями в получении белорусских разрешений в своих странах. За период действия данной нормы в 2022 г. было оформлено свыше 28 тыс. разрешений Беларуси.

Кроме того, за прошлый год получено свыше 22 тыс. дополнительных разрешений на международные перевозки грузов автомобильным транспортом от 9 государств. Получена и 1 тыс. бланков китайских разрешений, которые успешно использовались белорусскими перевозчиками. Достигнуты договоренности об отмене разрешительной системы с Ираном, Кыргызстаном, Сирией и Узбекистаном.

А. Авраменко также отметил, что для водного транспорта потеря международных перевозок в Украине послужила толчком для наращивания объемов внутри республики.

Пассажирский транспорт и дороги

Этот сегмент второй год подряд показывает положительные результаты – пассажирооборот вырос на 4% к 2021 г. Проведена оптимизация свыше 2 тыс. городских, пригородных и междугородних маршрутов. В целях обновления подвижного состава в 2022 г. приобретено 245 единиц транспорта при плане 167.

Деятельность гражданской авиации была направлена на переориентацию маршрутной сети. Авиакомпания «Белавиа» возобновила полеты в Казань, Екатеринбург, Дубай, открыла рейсы в Калининград, Туркменбаши, аэропорт Внуково, увеличила частоту полетов в Ереван, Баку, Стамбул, Ташкент, Нур-Султан, Кутаиси, Батуми, Санкт-Петербург. Чартерные рейсы выполнялись в Египет и Турцию.

В целом, по словам министра, в минувшем году транспортными услугами сформировано порядка 44% общего объема экспорта услуг страны с положительным сальдо внешней торговли услугами 1,3 млрд USD. Объемы экспорта транспортных услуг в разы увеличились в Азербайджан, Египет, Иран, обеспечен рост в РФ, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Туркменистан, Турцию, Узбекистан.

В прошлом году была продолжена реализация инвестпроекта по строительству авиаремонтного завода на территории Национального аэропорта «Минск», который планируется завершить в 2023 г.

В области дорожного хозяйства выполнена реконструкция и ремонт 46 дорожных сооружений на республиканских дорогах и 34 на местных. Произведен ремонт более 800 км республиканских автодорог и 1,5 тыс. км местных. Завершено строительство обхода городского поселка Мир, открыто движение по обходу города Могилева.

Среди основных задач на текущий год А. Авраменко назвал совершенствование логистических цепочек с задействованием всех видов транспорта для осуществления бесперебойного вывоза экспортной продукции, а также обеспечение роста экспорта транспортных услуг, инвестиций, снижение затрат и развитие импортозамещения.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений