Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как работает Белорусская железная дорога в условиях санкций

Фото: neg.by

Белорусская железная дорога неожиданно стала бенефициаром сложностей в логистике из-за введения санкций. Об этом говорит статистика по объему контейнерных перевозок. На фоне прочих видов транспорта неплохо выглядит и статистика по пассажирским перевозкам.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Как сообщает пресс-центр БЖД, за январь-апрель 2022 г. общий объем экспортных контейнерных перево­зок по железной дороге возрос в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил более 50 тыс. контейнеров в ДФЭ (двадцатифунтовый эквивалент, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств). При этом в апреле 2022 г. достигнут максимальный объем экспортных перевозок контейнеров, который в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период 2021 г.

Работать перевозчику приходится в сложных условиях, однако с возникающими трудностями компания, как правило, справляется успешно: совместно с грузоотправителями осуществляется поиск оптимальных решений, прорабатываются логистические схемы по обеспечению доставки грузов на внешние рынки сбыта железнодорожным транспортом. В целях повышения качества предоставляемых услуг по организации экспортных перевозок грузов с 12 апреля 2022 г. открыты дополнительные телефонные линии, график работы которых и контактные телефоны размещены на официальном интернет-сайте Белорусской железной дороги. С начала работы дополнительных телефонных линий обработано свыше тысячи обращений грузовладельцев по вопросам, связанным с обеспечением доставки грузов железнодорожным транспортом на экспорт, заключено более 200 новых договоров на транспортное обслуживание.

Сегодня услуга по перевозке грузов в контейнерах является наиболее востребованной и конкурентоспособной. Она открывает для субъектов хозяйствования РБ новые возможности по реализации продукции на экспорт за счет доставки грузов в срок в условиях, когда задержки в логистических цепочках стали обычным делом.

Каждому пассажиру – свой маршрут

Не менее востребованными остаются услуги перевозки пассажиров. Так, только за период майских праздников (с 29 апреля по 9 мая 2022 г.) БДЖ перевезла почти 2,2 млн человек. Это на 16,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Свыше 119 тыс. пассажиров в праздничные дни совершили путешествие поездами международных линий в сообщении Беларусь-Россия-Беларусь.

Внутри страны поезда межрегиональных линий и региональных линий бизнес-класса перевезли 314 тыс. пассажиров. Услугами поездов региональных линий экономкласса воспользовались более 1 млн 653 тыс. пассажиров, а поезда городских линий перевезли почти 103 тыс. человек. Все виды перевозок в дни майских праздников показали рост по отношению к аналогичному периоду 2021 г., при этом наибольшую динамику имели поезда международных линий (+76,8%) и городских линий (+19,6%). Наиболее востребованными у населения были поезда межрегиональных линий бизнес-класса, курсирующие между Минском и областными центрами республики.

Однако объем пассажирских перевозок за первые четыре месяца текущего года по-прежнему отстает от значений года прошлого – 17,2 млн против 17,6 млн пассажиров, что меньше на 2,3%. Однако в настоящее время и такое значение является неплохим показателем. Для сравнения: автомобильным транспортом в январе-апреле 2022 г. воспользовались 304,4 против 321,6 млн пассажиров годом ранее, т.е. на 5,3% меньше.

Выгоды от интеграции

Отдельно следует отметить ценовую политику компании. В условиях, когда многие перевозчики пошли по пути повышения стоимости услуг, БЖД совместно с РЖД c 16 мая 2022 г. снизила стоимость проезда в купейных вагонах и вагонах СВ поездов, курсирующих в сообщении с Россией. В среднем стоимость проезда снижена на 15–17%. Например, если стоимость проезда по маршруту Минск–Москва в купейном вагоне до 15 мая 2022 г. составляла 188,64 руб., то с 16 мая 2022 г. – 158,13 руб. Также дополнительно с 16 мая 2022 г. в поезде Минск–Москва применена система динамического управления тарифами и стимулирования спроса в вагонах СВ и купейных вагонах при проезде в международном сообщении.

Таким образом, система динамического управления тарифами и стимулирования спроса теперь действует при проезде в купейных вагонах и вагонах СВ всех поездов (беспересадочных групп вагонов), курсирующих в международном сообщении с РФ. Основными критериями при формировании тарифа с использованием данной системы являются уровень процента занятости мест в вагоне соответствующего типа и сроки приобретения проездных документов (билетов) пассажирами. По мере роста заполняемости вагона и приближения даты отправления поезда стоимость проезда постепенно возрастает. Пересчет коэффициентов занятости осуществляется в online-режиме при каждом новом оформлении или возврате проездных документов. Система предусматривает как максимальную скидку до 30% (к билетной части проездного документа по территории БЖД и ОАО «РЖД») за 60 (45) дней до отправления конкретного поезда, так и надбавку в размере 10% при оформлении проезда менее чем за 3 часа до отправления поезда и загрузке вагона свыше 81%.

Все испортили курсовые разницы

Несмотря на неплохие показатели операционной деятельности, финансовое положение БЖД по сравнению с прошлым годом стало хуже – в первую очередь из-за влияния курсовых разниц. Если выручка перевозчика в I квартале 2022 г. сложилась на уровне 92,4 млн руб. (+19,4% к аналогичному периоду прошлого года), а прибыль от текущей деятельности составила 22 млн руб. против 13,8 млн руб. годом ранее, то с учетом курсовых разниц (111,5 млн руб.) чистый убыток БЖД достиг 111,1 млн руб. против убытка 7,4 млн руб. годом ранее.

Из-за убыточной деятельности компания продолжает наращивать обязательства, которые только за I квартал выросли на 365 млн руб., в результате чего размер чистых активов сократился до 14,8 млн руб. Если так пойдет и дальше, БЖД может понадобиться докапитализация или реструктуризация задолженности.

Инвестиции – по плану

Несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжается плановое обновление подвижного состава. Так, 2 июня 2022 г. на маршруте Минск–Брест введен в эксплуатацию новый состав ЭПМ в пятивагонном исполнении, который позволит перевозчику обеспечить более высокий уровень безопасности и комфорта для проезда пассажиров.

Напомним, в рамках реализации Государственной программы «Транспортный комплекс» на 2021–2025 годы на Белорусскую железную дорогу осуществлена поставка 10 современных электропоездов серии ЭПМ. В настоящее время данные поезда уже курсируют в сообщении Минск–Гомель и Минск–Брест. Всего же на белорусской магистрали эксплуатируются 28 современных инновационных электропоездов, которые курсируют по маршрутам городских, региональных и межрегиональных линий бизнес-класса.

В целом, несмотря на неблагоприятные условия, операционные показатели БЖД выглядят неплохо на фоне остальных представителей транспортной отрасли. Компания хорошо прочувствовала момент, связанный с нарушением сложившихся логистических цепочек, и нарастила объем перевозок, а гибкая ценовая политика вкупе с социальной ответственностью позволила сохранить прежний уровень  пассажирских перевозок.

В то же время финансовое положение компании остается сложным из-за высокого уровня долговой нагрузки и курсовых разниц. Мы полагаем, что уже в текущем году национальному перевозчику может понадобиться докапитализация или реструктуризация задолженности.   

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений