$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

АПК

ЧТО ПОСЕЕШЬ

05.11.2013

На совместном заседании коллегий Комитета государственного контроля и Генеральной прокуратуры 30 октября были рассмотрены результаты проверки выполнения Программы развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых культур в 2008—2013 гг., эффективности работы семеноводческих организаций, соблюдения законодательства при ввозе и реализации семян, а также при предоставлении государственной поддержки из республиканского бюджета в 2011—2013 годах.

С начала реализации Программы на ее выполнение направлено 400 млрд. Br из республиканского бюджета. Однако ряд поставленных задач так и не будет решен до конца текущего года. Из-за отсутствия надлежащей координации и контроля со стороны Минсельхозпрода, местных исполнительных и распорядительных органов одни хозяйства используют на посев семена низких репродукций либо некондиционные, а другие — остатки невостребованных элитных семян реализуют на цели, далекие от семеноводства. К примеру, факты, когда элитные семена использовались на корм животным или для выполнения госзаказа (смешивались с обычными семенами), выявлены в КСУП «Экспериментальная база «Уваровичи» Буда-Кошелевского района и РСУП «Экспериментальная база «Криничная» Мозырского района.

Вместе с тем при наличии неиспользуемых отечественных семян в страну ежегодно ввозятся импортные. Так, за 2012 г. и I полугодие 2013 г. их было ввезено из-за рубежа на 140 млн. USD.

В ходе проверок законности предоставления господдержки на финансирование мероприятий Программы выявлены грубые нарушения: необоснованное оказание сельхозпредприятиям господдержки на развитие отечественного семеноводства и, как следствие, факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных ресурсов. В ряде случаев должностными лицами получивших господдержку предприятий, облисполкомов и Минсельхозпрода был проигнорирован порядок ее предоставления, не определялась экономическая и финансовая целесообразность поддержки, степень ее влияния на развитие семеноводства.

Всего в 2011–2013 гг. для выполнения мероприятий Программы приняты решения о выделении из республиканского бюджета ссуд в размере 151 млрд. Br. Однако должностными лицами получивших господдержку предприятий, облисполкомов и Минсельхозпрода был проигнорирован порядок ее предоставления. Ни в одном случае не определялась экономическая и финансовая целесообразность поддержки, степень ее влияния на развитие семеноводства. Вопреки порядку предоставления бюджетных ссуд должностные лица Минсельхозпрода нередко без необходимых документов лично давали указания о внесении субъектов хозяйствования в перечень получателей господдержки с определением размера финансирования. Кроме того, вопреки законодательству бюджетные ссуды предоставлялись сельхозорганизациям при наличии у них невыполненных обязательств по ранее полученным бюджетным ссудам и займам, задолженности по платежам в бюджет и Фонд соцзащиты населения.

Неисполнение должностными лицами Минсельхозпрода и облисполкомов обязанностей по анализу целесообразности оказания господдержки, отсутствие с их стороны, а также со стороны финансовых органов контроля за использованием средств привели к нецелевому и неэффективному расходованию бюджетных ресурсов.

В частности, в декабре 2011 г. ООО «Семена трав» (Минский район) израсходовало полученную ссуду в размере 2,4 млрд. Br на покупку импортного технологического оборудования по очистке семян, не имея условий и документации для его монтажа и эксплуатации. Здание, где поместили оборудование, находится в неудовлетворительном состоянии, поэтому органы пожарного и санитарного надзора запретили его эксплуатацию. Из-за бесхозяйственности руководства ООО и попустительства должностных лиц Минсельхозпрода и Минского облсельхозпрода купленное за счет бюджета дорогостоящее импортное оборудование более 1,5 лет не используется.

Всего проверками установлено, что принятие решений о выделении в 2011–2013 гг. бюджетных средств на сумму 151 млрд. Br осуществлено с нарушением законодательства. По требованию прокуратуры и госконтроля часть средств уже возмещена в бюджет субъектами хозяйствования.

Бесконтрольность со стороны исполкомов способствовала коррупции. Например, выявлено, что в 2012 г. директор ООО «Семена трав», злоупотребив своими полномочиями, обеспечил незаконное введение в состав участников общества 7 физических лиц, которые, внеся в уставный фонд по 8–9 млн. Br, стали его владельцами (суммарный размер их долей в уставном фонде составил 76%). Хотя решение вопроса об изменении устава хозяйственного общества относится к исключительной компетенции общего собрания, оно не созывалось. Фиктивный протокол по личной просьбе директора подписали руководители предприятий — учредителей общества (ОАО «Агро-Дубинское», «Пугачи» и «Новополесский») без обязательного согласования с представителями государства в этих акционерных обществах — Солигорским и Воложинским райисполкомами. После регистрации Минским райисполкомом 14.06.2012 г. новой редакции устава общества из собственности трех ОАО выбыли активы в виде долей в уставном фонде общества на сумму 10,92 млрд. Br. В ходе проверки незаконно принятые участники общества выведены из его состава. В отношении директора ООО «Семена трав» Генпрокуратурой возбуждено и расследуется уголовное дело.

Рассмотрев материалы проверки, коллегия признала неудовлетворительной работу Минсельхозпрода и облисполкомов по выполнению мероприятий Программы. Правительству рекомендовано рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц министерства, а также ряда руководящих работников облисполкомов.