Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2313
EUR:
3.4741
RUB:
3.5132
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
11.04.2003 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Членство в Торгово-промышленной палате ВЫГОДНО"

Чуть больше года назад Белорусскую торгово-промышленную палату возглавил Владимир Николаевич БОБРОВ. Сегодня он гость "Национальной экономической газеты"...

Чуть больше года назад Белорусскую торгово-промышленную палату возглавил Владимир Николаевич БОБРОВ. Сегодня он гость "Национальной экономической газеты".

"СВЕРХУ" НИКТО НЕ ДАВИТ

-- Владимир Николаевич, где вы работали раньше? Как предыдущий опыт помогает в управлении Палатой?

-- 7 лет я работал на Витебском заводе электро-измерительных приборов (начал токарем, закончил заместителем начальника цеха) и на телевизионном заводе "Витязь" (прошел заводскую карьерную лестницу: от мастера до генерального директора). Потом был заместителем министра промышленности. Так что опыт работы в реальном секторе у меня достаточно большой. Это позволяет понимать проблемы производственников, видеть пути их решения. Нынешняя работа в качестве президента Торгово-промышленной палаты дает максимум самостоятельности -- "сверху" никто не давит.

-- Как оцениваете работу БелТПП в 2002 году?

-- Все, что планировали, сделали, даже сверх того. Оказано услуг на 9,7 млрд.руб. Получено 3,7 млрд.руб. балансовой прибыли. Контрольное задание по реализации за 2002г. выполнено на 120,8%. Что характерно, жизнедеятельность БелТПП практически обеспечивалась за счет реализации услуг, оказываемых предприятиями системы (92,5%) членам Палаты и другим белорусским субъектам хозяйствования.

Однако полного чувства удовлетворенности нет. Палата имеет большие информационные возможности: мы располагаем собственным сайтом (www.ссi.bу), на котором рекламируется экспортный потенциал Беларуси, предлагаются проекты по инвестированию отечественного производства, идет поиск партнеров. К примеру, сегодня на нем размещены предложения предприятий легпрома, Минпрома, концерна "Белнефтехим", мебельщиков. Сайт посещает все больше пользователей. Если в 2000г. ежемесячно его открывали около 3 тыс.чел., то в 2002-м -- до 15 тыс. в месяц. Вместе с тем нам до сих пор не удалось убедить всех членов Палаты воспользоваться им. Многие явно не понимают (или не ценят) преимуществ электронной рекламы товаров и услуг, а также поиска в Интернете новых партнеров и покупателей.

Информационные возможности Палаты с каждым годом становятся все шире. Этому способствует активное сотрудничество с торгово-промышленными палатами стран СНГ и Балтии.

-- 2002 год для Белорусской торгово-промышленной палаты проходил под знаком перестройки. Доставшееся "хозяйство" требовало этого или президент решил "проявить себя" именно так?

-- Да, в 2002г. была проведена серьезная реорганизация центрального аппарата и в целом системы БелТПП. Если в 2001г. Палата имела 6 областных унитарных предприятий, "Белпатентсервис" и Международный арбитражный суд, то в прошлом году появилось еще три новых УП: "Белинтерэкспо -- Белорусские международные выставки", "Информационный центр БелТПП", "Центр делового образования".

Все они были пущены в самостоятельное "плавание", которое, как показывает опыт, всегда мобилизует людей, заставляет думать, принимать ответственные решения. Если судить по первым самостоятельным шагам новых предприятий БелТПП, то можно отметить, что их коллективы перестали рассчитывать на перераспределение средств внутри Палаты, стали работать более эффективно и результативно.

Разделившись, наши предприятия не разбегутся друг от друга. Мы приобрели отдельно стоящее здание по ул. Янки Купалы, 5, куда и собираемся все перебраться. Нынешнее помещение Палаты мы арендуем. Здесь нет условий для нормальной работы, в частности для Центра делового образования, которому нужны свои аудитории.

В новом помещении разместятся специалисты центрального аппарата, четырех столичных унитарных предприятий Палаты и Международный арбитражный суд. Уже в этом месяце начнем реконструкцию здания.

"ШИРОКАЯ СПИНА" РЕГИОНАМ НЕ НУЖНА

-- Владимир Николаевич, как вы оцениваете деятельность региональных структур Палаты? Насколько эффективно они работают -- не затерялись ли за "широкой спиной" центра?

-- Нет, не затерялись. Более того, каждое областное отделение имеет свое "лицо", стиль работы. Преимущество областных отделений БелТПП, в структуре которых находятся отраслевые, региональные бюро и группы экспертов, заключается в оказании широкого комплекса услуг, максимально приближенных к заказчику. Основными видами представляемых услуг является экспертиза и сертификация товаров, удельный вес которых в среднем по отделениям составляет 84,3%, остальное -- это услуги внешнеэкономического характера: выставки, переводы, реклама, патентоведение и др.

Областные отделения БелТПП активно организуют встречи местных предприятий с иностранными бизнесменами. Наши региональщики, в частности, в прошлом году провели визиты деловых кругов в Россию, Украину, Польшу, Молдову, Венгрию и страны Балтии. Благодаря их стараниям в областных центрах республики побывали бизнесмены Германии, Югославии, Латвии, Китая, Польши, Румынии, Вьетнама, Швейцарии, России, Украины, Молдовы.

-- Каким образом идет отбор направлений деловых визитов и выставок, участие в которых организует БелТПП?

-- Визиты деловых кругов проходят в двух направлениях: в государства, являющиеся главными торговыми партнерами Беларуси, а также на новые, перспективные рынки сбыта. Хочу отметить: мы высказали свои предложения по упрощению процедур оформления командировок директоров госпредприятий. Опыт показывает, что наиболее эффективны те визиты, в которых участвуют люди, принимающие решения, -- руководители.

Эту аксиому подтвердили и прошлогодние деловые поездки. Нужно сказать, что большинство из них удались. Результативно съездили в Тюменскую область представители минских тракторного и автомобильного заводов, заводов колесных тягачей, "Ударника", электротехнического им. Козлова, завода "Витязь". Тюменские встречи имели конструктивный характер: предприятия договорились об открытии в этом регионе России дилерских и технических центров, складов запчастей, об объемах закупок продукции.

Практика визитов белорусских и зарубежных деловых кругов находит свое продолжение и в текущем году. С деловыми миссиями предприниматели уже побывали в Краснодарском крае, Новосибирске. Обе поездки носили достаточно продуктивный характер. Лично я побывал в Новосибирске -- крупном научном центре и просто густонаселенном городе (1,4 млн. жителей), которому нужны коммунальная, дорожная и иная техника. Уже продана первая партия автобусов, на очереди -- вторая, решается вопрос создания сборочного производства автобусов. Пока основными направлениями сотрудничества для нас являются Россия, Украина, Германия, Китай.

-- Но ведь Китай так далеко...

-- Китай -- преуспевающая, мощнейшая страна. Беларусь с каждым годом там закрепляется все успешней: растет белорусско-китайский товарооборот. Чтобы усилить позиции, Палата заимела в Китае своего представителя -- это работник сборочного производства Минского завода колесных тягачей. Особо интересна для нас принятая КНР Программа развития Северо-восточных регионов. Ее выполнение требует большого количества строительной, автомобильной, дорожной техники -- всего того, что производим.

В конце 2002г. БелТПП организовала визит деловых кругов в эту страну. Совместно с Китайским комитетом содействия международной торговли БелТПП разработан план активизации белорусско-китайских торгово-экономических связей на 2003--2004гг. В его рамках в мае пройдет визит в Китай руководителей областных отделений Палаты и заместителей глав областных администраций. Так что наши интересы есть и в Китае.

КИТА ПО-ПРЕЖНЕМУ ДВА: ЭКСПОРТ И ИНВЕСТИЦИИ

-- Как сочетается необходимость самоокупаемости БелТПП с тем, что она -- некоммерческая организация? Есть ли возможность отказаться от взносов и больше оказывать услуг на безвозмездной основе?

-- На мой взгляд, было бы неверным отказываться от взносов. Хотя бы потому, что деньги нужны для издания бюллетеня "Меркурий", поддержания работы интернет-сайта и т.д. Часть взносов направляем унитарным предприятиям, за счет отчислений от прибыли которых существует центральный аппарат. В конце концов, взносы идут и на то, чтобы максимум услуг для членов Палаты оказывалось бесплатно.

Сегодня в структуру Палаты входят 1493 субъекта хозяйствования. Численность членов несколько сократилась за счет исключения тех, кто не платил взносы. В рядах Палаты по-прежнему мало представителей аграрного комплекса, стройиндустрии, лесного хозяйства, предприятий малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Это явная недоработка областных отделений. Для привлечения новичков значительно увеличена доля услуг, оказываемых на льготной и бесплатной основе. В частности, мы перешли на оказание бесплатных юридических услуг. В 2002г. сумма льготных и бесплатных услуг составила 1,8 млрд.руб.

-- Не "отбивают" ли ваших потенциальных членов предпринимательские союзы, т.е. ощущаете ли вы конкуренцию? Что вы можете сказать о мнении некоторых предпринимателей, что БелТПП -- это по духу своему государственная организация, решающая скорее государственные проблемы, чем проблемы больших и малых предприятий?

-- Мы не конкуренты ни БНПА, ни Союзу предпринимателей и нанимателей им.М.С.Кунявского, ни другим ассоциациям и союзам. Задачи предпринимательских объединений и Палаты больше совпадают, чем противостоят. И они, и мы работаем на то, чтобы обеспечить лучшие условия деятельности белорусских предприятий в стране и за рубежом. При этом возможности БелТПП несколько шире, чем функции, к примеру, БНПА, БСП или БСПН им. М.С. Кунявского.

А так как все мы живем в одном государстве, каждый обязан соблюдать государственные интересы. Для БелТПП это особенно важно: обязанности Палаты определены Указом Президента "О Белорусской торгово-промышленной палате". Государство нам поручило проводить сертификацию происхождения товаров и услуг. Мы разрабатываем и регистрируем товарные знаки, занимаемся лицензированием и патентованием образцов промышленной и интеллектуальной собственности, легализацией документов внешнеэкономического характера, декларацией таможенных грузов, выдачей сертификатов.

Предприятиями БелТПП удостоверено более 320 тыс. сертификатов, позволивших предприятиям беспошлинно или на льготных условиях поставлять товар зарубежным партнерам. Палатой удостоверяются новые сертификаты происхождения, в частности реэкспортной продукции, направляемой в страны СНГ, технологических отходов, остающихся после переработки сырья и материалов и находящихся под таможенным контролем, а также товаров, вывозимых из СЭЗ на территорию РБ. Вместе с МИДом и ГТК проведена работа по расширению перечня товаров, имеющих право на преференциальный экспорт. Осваиваем оценку имущества: областные подразделения Палаты получили лицензии на этот вид деятельности. Комплексную оценку иностранных инвестиционных проектов может дать наше УП "Белпатентсервис".

Палатой оказывается комплекс услуг по подготовке и экспертизе контрактов, оформлению свидетельств о наступлении форс-мажорных обстоятельств. На основе договоров налажено абонентное юридическое обслуживание предприятий-экспортеров. Получая у нас сертификат происхождения, предприятия имеют льготу по НДС. Эту и другие функции выполняют и большинство зарубежных палат.

Белорусская торгово-промышленная палата -- член Международной торговой палаты и Ассоциации европейских торгово-промышленных палат. Так что быть членом Торгово-промышленной палаты -- выгодно, особенно при выходе на зарубежные рынки. Ведь экспорт и привлечение инвестиций -- это два главных направления, по которым работает Палата.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by