$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

Чем заняться до начала пенсионной реформы

18.09.2018
Чем заняться до начала пенсионной реформы
Сергей Коротаев

В статье, опубликованной в «ЭГ» в июле (№ 50 «Почему богатых белорусов ожидают маленькие пенсии и как убедить их добровольно пополнять ФСЗН?» за 10.07.2018 г.), мы отмечали, что действующая пенсионная система имеет уравнительный характер и не заинтересовывает граждан в легализации своих доходов. Действительно, какой смысл показывать высокий заработок, с которого производятся отчисления в ФСЗН, если максимальная пенсия будет выше средней по стране не более чем в 1,6 раза, даже в случае, если заработок будет превышать среднюю зарплату по стране в 5 и более раз.

Но на этом странности не заканчиваются. Еще один парадокс нашей пенсионной системы: чем больше ты зарабатываешь и больше платишь в ФСЗН, тем меньшую пенсию получаешь. Пусть не во всех, но в целом ряде случаев. Речь идет о работающих пенсионерах.

Доработав до пенсии и заработав ее, гражданин, казалось бы, все обязательства перед Фондом выполнил и имеет право на пен­сию в полном объеме. Но работающий пенсионер может рас­считывать только на часть пенсии. Ведь со­гласно ст. 83 Закона от 17.04.1992 г. № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) работающему пенсионеру не выплачивается часть пенсии, ис­численная с учетом заработка свыше 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера.

Такой порядок действует в отношении пенсионеров, работающих по трудовым договорам, а также гражданско-правовым договорам (договорам подряда) (ст. 7 Закона от 31.01.1995 № 3563-ХII «Об основах государственного и социального страхования»). Работодатель обязан в 5-дневный срок уведомить о принятии на работу пенсионера или заключении с ним договора подряда на выполнение работ, оказание услуг, органы пен­сионного обеспечения (ст. 93 Закона), которые скорректируют размер выплачиваемой пенсионеру пенсии с учетом ограничений законодательства.

Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа пенсионного обеспечения по его распоряжению в бесспорном порядке с юридических лиц и в судебном порядке – с работодателей-физлиц.

Подчеркнем, что с постпенсионных заработков работодатель продолжает отчисления в ФСЗН. Мало того, что гражданин недополучает заработанную пенсию (экономит пенсионный фонд), так с учетом его заработков этот фонд увеличивается. При этом размер пенсии у работника в сторону увеличения не корректируется. В итоге парадокс: пополняешь ФСЗН – получаешь меньшую пенсию! Очевидно, система может быть жизнеспособна, если заработок пенсионера существенно превышает сумму средств, которую он теряет в связи с получением урезанной пенсии. Иначе смысла работать нет.

Например, высококвалифицированный преподаватель ВУЗа, до­стигнув пенсионного возраста и заработав неплохую пенсию, готов продолжать работать. Од­нако в силу низких заработков в системе образования работа на 0,5 или 0,25 ставки сопоставима с потерями, которые преподаватель понесет в связи с «секвестром» его пенсии. Как результат, опытные преподаватели практически не заинтересованы работать в ВУЗах после выхода на пенсию. А ведь работающий пенсионер – это более активный потребитель и, соответственно, двигатель торговли и экономики в целом.

Если человек «свою» пенсию заработал, почему, работая после достижения пенсионного возраста, он должен получать меньше, дополнительно пополняя при этом ФСЗН? Конечно, кто-то возразит, что отчисления в Фонд производит не пенсионер, а работодатель. Но суть проблемы не меняется. Ведь в конечном счете выплачиваемая пенсия – это часть отложенной заработной платы работника, которую он недополучает до наступления пенсионного возраста и которую начинает получать в форме пенсии после наступления пенсионного возраста.

«Особенные» пенсионеры

Урезание пенсий работающим пенсионерам не распространяется на военных пенсионеров и ряд других категорий трудящихся, достигших пенсионного возраста. Их защищает ст. 52 Закона от 17.12.1992 № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, След­ственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых рас­следований» (далее – Закон о военнослужащих).

Кроме того, особый порядок вы­платы пенсий действует в отношении работающих пенсионеров-­госслужащих. Так, согласно п. 7 ст. 54 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон о госслужбе), в период работы по трудовому договору (конт­ракту) или занятия предпринимательской деятельностью выплата пенсии за выслугу лет работающим госслужащим приостанавливается. Соответственно, если пенсионер – бывший госслужащий привлекается к выполнению работ, оказанию услуг по гражданско-правовому договору, каких-либо ограничений в части размера назначенной ему пенсии не имеется.

Итак, работа и получение доходов по гражданско-правовым договорам не влияет на размер пенсии ни военных, ни госслужащих. Кроме того, на размер пенсии не влияют и доходы по трудовым договорам работающих военных пенсионеров. Что же касается «обычных» пенсионеров, то они обречены на кор­ректировку пенсии и при работе по трудовым договорам, и при работе по гражданско-правовым договорам.

Кто-то может сказать, что источником пенсий военным пенсионерам является республиканский бюджет, а не Фонд, и не надо равнять «обычных» пенсионеров с военными. По нашему мнению, различие в источниках для выплаты пенсий условно. Бюджет, в основном, это налоги, которые платят субъекты хозяйствования, впоследствии рас­пределяемые по направлениям ис­пользования, в т.ч. на выплату пенсий отдельным категориям граж­дан, не задействованным в реальном секторе экономики. ФСЗН – это тоже своего рода налоги, сборы, а точнее – обязательные отчисления, подлежащие последующей выплате, в частности, в форме пенсии.

Необходимо отметить, что ФСЗН является источником выплаты пенсий государствен­ным служащим (п. 1 ст. 54 Закона о госслужбе), поскольку с их зарплаты, в отличие от военных, отчисления производятся именно в Фонд. Вместе с тем следует учитывать, что финансируются госорганизации за счет бюджета, в т.ч. средствами на уплату отчислений в ФСЗН. Таким образом, конечным источником уплаты отчислений в Фонд с зарплаты госслужащих является бюджет.

В любом случае, и изъятия в бюд­жет в форме налогов и сборов, и отчисления в ФСЗН – это сначала изымаемые, а впоследствии рас­пределяемые суммы. Неслучайно дефицит Фонда, наблюдаемый в последние годы, «перекрывается» за счет бюджета. В конце концов, и НДС, и налог на прибыль, и другие налоги, равно как и отчисления в Фонд, – это изымаемые у хозяйствующих субъектов составляющие стоимости реализуемых товаров, продукции, услуг.

Рассматривая особенности национальной пенсионной системы, отметим, что для госслужащих и военных пенсия имеет прямую увязку с их заработком (денежным довольствием), без каких-либо понижающих коэффициентов, как в отношении «обычных» пенсионеров. На­пример, пенсия за выслугу лет госслужащим назначается в размере 40% заработной платы (п. 2 ст. 54 Закона о госслужбе), военнослужащим, имеющим выслугу 20 лет, – в размере 50% соответствующих сумм денежного довольствия (ст. 15 Закона о военнослужащих).

При этом общая сумма пенсии гос­служащего не может превышать 50% его зарплаты, а размер зарплаты, из которой исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 3-кратного размера средней зарплаты в республике, применяемой в соответствии с пенсионным законодательством для перерасчета пенсий в связи с ростом средней заработной платы (п. 3 ст. 54 Закона о гос­службе).

Очевидно, что ограничения раз­меров пенсий военных пенсионеров и госслужащих существенно лояльнее по сравнению с ограничениями для «обычных» пенсионеров, что и обусловливает серьезные разрывы в размерах их пенсий.

Например, отношение размера пенсии «обычного» пенсионера, имеющего зарплату 1300 BYN (хотя такая зарплата для «обычного» пенсионера уже необычна), со­ставляет к его зарплате только 30,25% и будет резко уменьшаться с ее дальнейшим ростом. При заработке в 3000 BYN (наверное, это айтишник) соотношение составит 16,23%. Что касается госслужащих и военных, то у них это соотношение составляет соответственно 40 и 50% от зарплаты (денежного довольствия).

Представляется, в отношении пен­сионеров в целом должны соблюдаться общие подходы – и в части порядка формирования размера пенсии (без понижающих коэффициентов), и в части размера пенсии, на которую может претендовать работающий пенсионер (без привязки к 130% средней зарплаты работников в республике).

Сложившаяся система провоцирует граждан ее обойти, чтобы их пенсия не урезалась, а у работодателя был интерес работать с пенсионерами. Эти попытки поддерживают наниматели, не заинтересованные в увеличении затрат на отчисления с заработков пенсионеров. В результате выполнение работ, оказание услуг нередко осуществляется «невидимками», выплата им зарплаты производится «в кон­вертах», а пенсионный фонд недополучает средства. Безусловно, это касается, как правило, частных структур небольшой численности.

В Парке скидки

Работники Парка высоких тех­нологий (ПВТ), созданного для повышения конкурентоспособности национальной экономики, освобождены от начисления и уплаты отчислений в ФСЗН в части доходов, превышающих 1-кратный раз­мер средней зарплаты работников в республике за месяц. Это пред­писано ч. 2 п. 34 Положения о Пар­ке высоких технологий, утв. Декретом Президента от 22.09.2005 № 12.

При месячном доходе работника 2500 BYN работодатель (если со­трудник не возражает) уплачивает отчисления в ФСЗН только с 1-крат­ной величины средней зар­платы работников в республике за месяц. Большая часть дохода работника не является объектом для исчисления платежей в Фонд. Понятно, что льгота уменьшает затраты резидентов ПВТ и увеличивает их прибыльность. Вместе с тем нарушены все принципы социальной защищенности работника, по­скольку расчет пенсии льготникам будет производиться из фактически уплаченных сумм в Фонд.

Государство предоставило воз­можность не платить в ФСЗН, чем многие работники компаний-резидентов ПВТ, подталкиваемые заинтересованными работодателями, воспользовались, думая исключительно о текущем дне и не полагаясь на национальную пенсионную систему в будущем. Такой под­ход ошибочен и требует корректировки.

Что делать до начала пенсионной реформы

Движение к прогрессивным мировым практикам назначения и вы­платы пенсий – процесс непростой и длительный. Но уже сейчас целесообразно устранить перекосы, выработать прозрачные механизмы назначения пенсии, стимулирующие увеличение легальных доходов граждан и, соответственно, отчислений в ФСЗН.

В целях совершенствования существующей системы пенсионного обеспечения целесообразно:

1. Установить прямую зависимость размера пенсии граждан от получаемых ими доходов, как это имеет место в отношении госслужащих и военных пенсионеров.

2. Отменить необходимость кор­ректировки назначенного раз­мера пенсии пенсионерам, принятым на работу по трудовым или гражданско-правовым договорам. «Свою» пенсию работающий пенсионер уже заработал, а с получаемых им сумм заработка работодатель уплачивает взносы в Фонд – источник для выплаты пенсий другим пенсионерам. Как вариант, можно рас­смотреть вопрос об отмене отчислений в ФСЗН с сумм заработка работающих пенсионеров.

3. Отменить ограничение в размере 5-кратной величины средней заработной платы работников в рес­публике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, при превышении которого отчисления в Фонд не производятся. Это установлено ч. 2 ст. 2 Закона от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Рес­публики Беларусь». С отменой указанного ограничения должны быть внесены изменения в ст. 56 Закона, определяющую предельный размер фак­тического заработка пенсионера, учитываемого при исчислении размера его пенсии, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера.

4. Отказаться от льгот работникам ПВТ.

Реализация этих предложений не снимает с повестки дня необходимость кардинального реформирования национальной системы пенсионного обеспечения, в т.ч. введения накопительного компонента, с тем, чтобы граждане самостоятельно могли влиять на размер обеспечения в старости.

Автор публикации: Сергей КОРОТАЕВ, директор ЗАО «АудитКонсульт», доктор экономических наук