$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Колонка Леонида ФРИДКИНА

Чековая игра с гарантированным проигрышем

28.07.2017

Специалисты ОО «МССПиР» раскритиковали проекты указа Президента «О проведении чековых игр» и постановления Совмина «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения чековых игр». По их мнению, речь идет о попытке обложить бизнес дополнительными поборами.

Согласно проекту указа в Беларуси могут проводиться чековые игры, в которых участвуют формируемые кассовым оборудованием платежные документы, информация о которых передана в систему конт­роля кассового оборудования (СККО). При этом под чековой игрой понимается игра, организованная с использованием средств автоматизации СККО, по итогам которой ее организатор обязан выдавать выигрыш каж­дому из участников чековой игры, предъ­явившему выигравший случайным образом оригинал платежного документа. Участ­никами такой игры будут физические лица, получившие за свою покупку платежный документ и зарегистрировавшие его в установленном порядке.

Организацией и проведением игр займется РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам». Призовой фонд будет формироваться в размере не более 20% от поступившей в предшествующем месяце платы за информационное обслуживание пользователей СККО, включая абонентскую плату. Следовательно, 80% от этих сумм составит прибыль РУП, подсчитали в МССПиР, что выглядит как сверхприбыль монополиста.

Введение «абонентской платы» и дополнительных отчислений от выручки фактически создаст «дополнительную финансовую нагрузку, в принудительной не фискальной форме», полагают специалисты МССПиР. Они уверены, что это противоречит Указу Президента от 23.02.2016 № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического ком­плекса Рес­публики Беларусь», распоряжению Премь­ер-министра Республики Беларусь от 26.03.2016 № 102р и Комплексу мер по реализации Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016– 2020 годы.

Действительно, субъекты хозяйствования включат новые расходы в цены, что может привести к росту инфляции. Впрочем, установка и обслуживание СККО тоже влекут именно такие последствия, но власти это не смущает. Ведь речь идет о профилактике сокрытия выручки в торговле. К тому же, у граждан в случае проведения чековых игр появится стимул проявить социальную активность, требуя у кассира чеки.

Бизнес-союз возмущает не­пропорционально большая «суперрентабельность» деятельности РУП по организации игр. Ведь даже при проведении лотерей на призовой фонд выделяется 50% собранных сумм.

В МССПиР считают, что проект представляет собой попытку «ввести ничем необоснованные новые поборы с предпринимателей и новые административные процедуры» для белорусского бизнеса, нерыночными мерами создать для РУП дополнительный ис­точник доходов, а также ввести новую форму контроля в обход Указа Президента № 510. При этом контролером окажется РУП «ИИЦ», что выглядит как под­мена контролирующих функций государства. Все это, полагает МССПиР, может ухудшить положение нашей страны в рейтинге Doing Business.

Действительно, дополнительные поборы, барьеры и контроль в случае принятия проектов указа и постановления Совмина гарантированы. Но методика рейтинга подобные вопросы не затрагивает. А жалуясь на подобные проекты, специалистам бизнес-союзов следует вспомнить, как часто в выступлениях высокопоставленных чиновников и различных программах мелькает тезис о необходимости увеличения неналоговых доходов бюд­жета. Ведь поступления в государственную казну и так оскудели, а еще больше могут сократиться из-за обещанных мораториев на увеличение налогов и проведение проверок. И выполнение подобных обещаний всегда обходится бизнесу недешево…

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН