Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Из-за введения санкций бюджет в 2022 году может недополучить 4,7 млрд руб.

Фото: pexels.com

20 марта 2022 г. министр финансов Юрий Селиверстов рассказал о планах по корректировке государственного бюджета и планируемых мерах по поддержке белорусской экономики в соответствии с Указом от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики».

Все-таки нас задело

С учетом того, что государственный бюджет формируется с определенным временным лагом, влияние санкций еще не в полной мере ощущается на доходной части бюджета. Так, комментируя исполнение бюджета за январь-февраль, министр финансов Юлий Селиверстов назвал его «достаточным, хорошим, плановым исполнением» – мы получили порядка 17% от годового плана за эти два месяца.

Однако уже в марте платежи, по словам министра, стали более «сдержанными». Наибольшие сложности возникли с объемами поступлений от тех секторов, которые подверглись санкциям и пока не перестроились – экспорт калийных удобрений и нефтепродуктов.

Несмотря на то, что Юрий Селиверстов уверен в преодолении и восполнении данного замедления из-за упущенного времени («год же двигается, жизнь идет»), бюджет недополучит 10% доходов. Как отметил министр финансов, такой прогноз можно сделать уже сегодня. Если учесть размер доходов консолидированного бюджета, определенный на 2022 год (47,5 млрд руб.), то получится, что даже при активном противодействии санкциям Беларусь может недобрать в текущем году 4,7 млрд руб. бюджетных поступлений.

Следовательно, чтобы сохранить достигнутое соотношение доходов и расходов с итоговым дефицитом в 2,8 млрд руб., Минфину предстоит сократить на соответствующую сумму расходы бюджета и, скорее всего, пересмотреть дефицит бюджета в сторону его увеличения. Как сообщил глава министерства, эта работа по «пересмотру расходов и по корректировке отдельных показателей» уже началась. Возможно, первые ее результаты мы увидим в отчете об исполнении бюджета за март, который будет опубликован в апреле.

Лишних денег в бюджете нет, основным инструментом станут льготы

Отвечая на вопрос журналиста об объеме средств, которые будут направлены на дополнительную поддержку экономики в рамках Указа № 93, Юрий Селиверстов подчеркнул, что говорить о конкретных суммах пока рано, тем более что каких-то значительных ресурсов, которые можно было бы одномоментно направить на поддержку экономики, в стране попросту нет. 

«Сейчас важно расставить приоритеты и не замахиваться на то, что мы поможем всем подряд. Тот, кто нуждается в поддержке сейчас, чтобы переориентироваться на новый рынок, заместить импортную составляющую в производстве отечественной продукции – вот здесь важно эту поддержку оказать», – отметил министр. 

Одно из решений – изменить направление использования инновационных фондов. 
Если раньше рассчитывать на получение финансирования из данного источника могли лишь те предприятия, которые производили продукцию с высокой добавленной стоимостью, которую нельзя купить в ЕС, то теперь средства могут быть выделены для поддержки производства не столько инновационной продукции, сколько важной с точки зрения импортозамещения. 

Также стоит отметить, что большинство мер, предусмотренных Указом № 93, связаны не столько с выделением финансирования, сколько с предоставлением льгот и отсрочек по уплате обязательных платежей в бюджет. Хотя такие меры не являются прямым финансированием, однако и они сокращают объем поступлений, которые формируют доходную часть бюджета. Предоставление финансирования также планируется, однако «счастливчиков», которые его получат, еще меньше.

Основным органом для предоставления финансирования станет Банк Развития. Как сообщает БЕЛТА, порядка 200 млн руб. будет выдано через банки-партнеры, кроме того, БР расширит поддержку национальных экспортеров, увеличив лимиты кредитов по данному направлению до 700 млн руб. Кредиты будут предоставляться на очень выгодных условиях: 8% годовых в национальной валюте (2/3 ставки рефинансирования Нацбанка плюс страховые выплаты).

Избирательный принцип в действии

Отвечая на вопрос об объявлении «налоговых каникул» для более широких категорий плательщиков, Юрий Селиверстов дал однозначно понять, что на предоставление налоговых льгот для предприятий и ИП, работающих на внутреннем рынке и не участвующих ни во внешнеторговых операциях, ни в промышленной кооперации, рассчитывать особо не стоит. 

«Вы понимаете, что бюджет формировать необходимо. В любом случае обязательства перед бюджетниками, которых все-таки немалое количество – до миллиона человек, – конечно, необходимо осуществлять. Масштабные каникулы, когда говорят «можете не платить или платите, как хотите», – это, конечно, своего рода популизм, который непонятно как отразится на расходах бюджета», – отметил министр.

Кроме того, он напомнил, что сегодня «как никогда» необходимы ресурсы и на поддержку агропромышленного комплекса, чтобы посеять, а затем получить урожай. 

«Это также требует определенной бюджетной поддержки. Поэтому идея, что мы дадим полугодовой мораторий на платежи в бюджет, конечно, не может быть реализована в принципе», – подчеркнул Ю. Селиверстов.

Таким образом, в условиях санкционного давления белорусская поговорка «сам умирай, а жито сей» приобретает новое звучание.

Единственная осязаемая мера поддержки, которая поможет смягчить финансовое положение малого и среднего бизнеса, – это изменение подходов к формированию базовой арендной величины. Как отметил министр финансов, Указом № 93 «предусматривается норма о том, чтобы расчет базовой арендной величины, из которой потом рассчитываются ставки, мог быть трансформирован». По его словам, в данных условиях, когда инфляция чуть выше ожидаемой, это тоже станет стимулом. К сожалению, подробностей относительно того, какие подходы придут на смену существующим, пока не сообщается. Поэтому непонятно, приведет ли изменение принципа формирования арендной ставки к ее снижению, поскольку именно снижение могло бы означать хотя бы некоторую финансовую поддержку бизнеса.

Необходимо напомнить, что 1 ап­реля 2022 г. заканчивается срок действия моратория на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности, а также собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности РБ и (или) ее административно-территориальных единиц. Это позволяет предположить, что новый механизм по формированию арендной платы должен быть выработан в ближайшие дни.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by