Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тяжелый март: государственный бюджет начинает проседать

Фото: pexels.com

Глава государства провел рабочую встречу, посвященную бюджетной политике и состоянию экономики в условиях санкционного давления. На мероприятии еще раз подтвердили приверженность курсу, намеченному правительством: приоритетная поддержка реального сектора экономики, корректировка менее значимых статей государственных расходов для сохранения сбалансированности бюджета и первоочередное финансирование социальных обязательств.

Возвращение дефицита

Главным докладчиком на прошедшем совещании стал министр финансов Юрий Селиверстов – он доложил об исполнении бюджета в I квартале 2022 г. По данным, представленным чиновником, республиканский бюджет за этот период исполнен в пределах запланированных параметров. В доходы республиканского бюджета в январе-марте поступило 6,7 млрд руб., что на 1,1 млрд руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. В части расходов за I квартал этого года профинансировано 6 млрд руб., что на 0,4 млрд руб. больше, чем 12 месяцев назад.

В итоге первая четверть года закончилась для бюджета с превышением доходов над расходами на 662 млн руб. Как отметил глава государства, представленные результаты его «удивили и обрадовали». Нас тоже удивили, но не обрадовали, и вот почему: месяц назад, по итогам января-февраля, доходы белорусской казны составили 4,9 млрд руб., расходы – 3,9 млрд руб., благодаря чему сложился профицит бюджета в размере 1 млрд руб. То есть положительный результат, озвученный на рабочей встрече, – это по большому счету итоги января-февраля, часть которых оказалась «съедена» мартом.

Опираясь на данные по исполнению бюджета в январе-феврале и квартальные результаты, доложенные министром, можно произвести несложные расчеты и увидеть, что за первый весенний месяц в доходы бюджета поступило 1,8 млрд руб., а расходы составили 2,4 млрд руб. Получается, что в марте, когда белорусская экономика столкнулась с новым витком санкционного давления, доходы государственного бюджета снизились, а расходы – возросли. В итоге профицит, полученный в январе-феврале, по итогам последнего месяца квартала сократился на 338 млн руб. Таким образом, за внешним успехом бюджетной политики в I квартале 2022 г. скрывается грядущее снижение доходов бюджета и увеличение внеплановых расходов.

Впрочем, такая ситуация не стала неожиданностью для самого Минфина. Ранее Юрий Селиверстов отмечал, что мартовские поступления по сравнению с исполнением бюджета в январе-феврале стали «более сдержанными». Среди главных причин названы «сложности» с объемами поступлений от тех секторов, которые подверглись санкциям и в марте «еще не успели перестроиться», – экспорт калийных удобрений и нефтепродуктов. Всего же, по оценке регулятора, в текущем году бюджет может недополучить около 10% намеченных доходов. Как показывают произведенные нами расчеты, это означает, что правительство может недобрать в текущем году 3–4,7 млрд руб. бюджетных поступлений.

Антикризисный план

Главной стратегией сохранения сбалансированности бюджета в текущей ситуации станет сокращение неприоритетных расходов, например, уменьшение инвестиций в основные средства или пересмотр финансирования отдельных государственных программ. К сожалению, Юрий Селиверстов не дал более полной информации, однако это скорее всего означает, что в первую очередь будет пересмотрено выделение средств на реализацию мероприятий, включенных в Государственную инвестиционную программу.

Второй пункт, который, по мнению министра финансов, позволит снизить нагрузку на бюджет, – предоставление отсрочки по выполнению кредитных обязательств. Раскрывая детали достигнутых с РФ договоренностей, Юрий Селиверстов отметил, что смещение платежей по российским кредитам является не столько рефинансированием в классическом понимании, сколько отсрочкой платежа на 12 месяцев. Однако проценты за этот период все равно начисляются, однако по «хорошим» ставкам. Осуществление данного маневра позволяет не производить платежи на сумму более 1 млрд USD, которые были преду­смотрены первоначальными договоренностями, что, безусловно, оказывает ощутимую поддержку бюджету в текущем году.

Что касается увеличения поступлений в государственную казну за счет повышения налогов, министр назвал такой путь «нецелесообразным», поскольку это противоречит тем подходам по поддержке экономики, которые сейчас нужны. При этом Ю. Селиверстов подчеркнул, что текущая налоговая нагрузка (24%) ниже показателя, предусмотренного на текущую пятилетку (26%).

Однако анализировать налоговые поступления необходимо при начале нового бюджетного цикла. При этом речь пойдет не столько об увеличении налогов, сколько о предоставляемых льготах и преференциях. По словам министра, подоходный налог, например, нужно оставить неизменным. Однако, когда предприятие использует какие-то льготы (например, предоставление инвестиционного вычета при приобретении транспорта при исчислении налога на прибыль), необходимо понимать, чем это компенсировать.

Это высказывание, на наш взгляд, хорошо отражает фискальную политику последних лет, когда основной фокус Минфин не столько делает на повышение налоговых ставок в рамках действующего законодательства, сколько проводит ревизию льгот и отменяет те из них, которые могут использоваться плательщиками в качестве налоговых послаблений.

Однако не все статьи бюджета возможно сократить. А некоторые расходы могут даже быть увеличены в зависимости от складывающихся обстоятельств. Приоритетами бюджетной политики определены доходы населения, финансирование национальной обороны и безопасности, приобретение медикаментов и поддержка агропромышленного комплекса.

Как заявил первый заместитель премьер-министра Николай Снопков, даже в это непростое время люди должны понимать, что заработную плату, социальные пособия и пенсии они получат вовремя. Что же касается повышения зарплат бюджетников и трудовых пенсий с учетом инфляции, министр финансов подчеркнул, что это зависит от наполняемости бюджета и наличия достаточных ресурсов. Пока Минфин просчитывает такую возможность. Итоговое решение по данному вопросу может быть принято в августе-сентябре. При этом назвать какие-то цифры Юрий Селиверстов затруднился.

***

Таким образом, уже в марте государственный бюджет испытал проблемы с наполняемостью и увеличением расходов, в результате чего профицит, полученный за первые два месяца текущего года, сократился на 338 млн руб. Поиски путей сбалансировать бюджет уже привели к сокращению объема средств, выделяемых на реализацию инвестиционных проектов, и могут привести к очередным изменениям в налоговое законодательство. При этом приоритетная поддержка социальной сферы, национальной обороны и безопасности, финансирование АПК сохранятся.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by