Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
19.06.2012 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БОРЬБА ЗА ИМЯ СОБСТВЕННОЕ©

Отечественные производители ищут защиты от посягательств на свою интеллектуальную собственность. Если случаи прямой подделки белорусской продукции сравнительно редки, то присвоение некоторых товарных знаков встречается все чаще. Поиском наиболее эффективных способов противодействия таким явлениям занимались участники круглого стола, организованного Ассоциацией защиты и охраны фирменных наименований и товарных знаков «БелБренд».

Отечественные производители ищут защиты от посягательств на свою интеллектуальную собственность. Если случаи прямой подделки белорусской продукции сравнительно редки, то присвоение некоторых товарных знаков встречается все чаще. Поиском наиболее эффективных способов противодействия таким явлениям занимались участники круглого стола, организованного Ассоциацией защиты и охраны фирменных наименований и товарных знаков «БелБренд».

Яркий пример: казахстанская компания, купив партию продукции ОАО «Бархим», зарегистрировала на себя его товарный знак в Казахстане. Узнав об этом, белорусы почему-то сочли, что лучше всего искать помощи у правительств и посольств обеих стран. Но административный ресурс тут не работает — пришлось обращаться с претензией о недобросовестной регистрации в патентное ведомство Казахстана. Однако там получен отказ, который в ближайшее время будет обжалован в суде.

Шансы на выигрыш здесь далеко не бесспорны. Некоторые юристы считают, что налицо случай недобросовестной конкуренции, но в законодательстве Казахстана нет такого основания для прекращения регистрации торгового знака. По мнению заместителя гендиректора Национального центра интеллектуальной собственности Дениса Недвецкого, «Бархиму» следует обжаловать свою ситуацию на другом основании, опираясь на статью 6-septies Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая предусматривает аннулирование заявки, поданной агентом без согласия владельца товарного знака, — благо Казахстан и Беларусь являются участниками этого соглашения.

По мнению Д.Недвецкого, шансы «Бархима» на выигрыш дела повысятся, если обратиться к белорусским и казахстанским патентным поверенным, чтобы правильно подобрать доказательства незаконной регистрации, а также предоставить защиту своих интересов местным юристам. При этом лучше не экономить, возлагая всю работу на сотрудников своих юротделов. Интеллектуальная собственность — особая область права, разобраться в которой под силу только узким специалистам. К тому же законодательство Казахстана не позволяет белорусским специалистам напрямую работать с местным патентным ведомством, отметил патентный поверенный Валентин Рачковский. Так что придется потратиться, благо расценки на услуги казахстанских поверенных, как и наших, пока далеки от европейских. Однако попытки сэкономить на защите своей интеллектуальной собственности — наиболее частая причина нарушения прав на нее.

Ситуация с «Бархимом» — типичная для отечественных промышленников. Многие из них до сих пор наивно полагают, что раз они давно работают на каком-то рынке, их все знают, то и угроз никаких не предвидится. Но времена меняются. Так, изготовитель насосов «Ручеек» 17 лет работает на российском рынке, но лишь 2 года назад решил подать заявку на регистрацию своего товарного знака в РФ. И тут выяснилось, что за 6 месяцев до этого его знак уже зарегистрирован... на другого владельца.

Больше всего проблем с охраной товарных знаков — у производителей кондитерской и алкогольной продукции, жалуется начальник сектора правового обеспечения концерна «Белгоспищепром» Л.Соколовская — что ни бутылка или конфета — свой товарный знак или марка. Наши производители, заключая экспортные контракты, озабочены лишь поступлением валютной выручки, не задумываясь о будущем. В результате, например, минскому «Кристаллу» пришлось добиваться отмены регистрации в Турции своего товарного знака одним из покупателей — помогла та же ст. 6 Парижской конвенции.

Между тем недобросовестный контрагент, зарегистрировавший чужой товарный знак, может продать его другому лицу, а тот — кому-то еще. Такие случаи бывали, например, с товарным знаком производителя мебели ООО «Черный Красный Белый». Тут применять нормы Парижской конвенции затруднительно, предупредил В.Рачковский.

К примеру, завод «Белвар» потратил два года, чтобы вернуть товарный знак «Помощница». Чтобы преодолеть протекционистские барьеры, предприятию пришлось менять марки и техусловия.

Сегодня белорусских производителей особенно волнует возможность защиты своих брендов в Таможенном союзе. Как сообщил Д.Недвецкий, сейчас разрабатывается соглашение, предусматривающее единую регистрацию товарных знаков во всех трех странах союза. При этом, хотя процедура будет одинаковой, единый орган регистрации в ТС не появится — Россия считает это нецелесообразным. А вот о признании товарных знаков на территории стран-союзниц речь пока не идет.

Не очень помогает и Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Соответствующая правовая база создана, но он еще не заполнен, объяснила главный инспектор управления организации борьбы с контрабандой ГТК Ирина Иванова. Рассматривается вопрос о передаче этой функции Европейской экономической комиссии. Пока же предприятиям остается обращаться в Национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. ГТК Беларуси защищает знаки, охраняемые на территории нашей страны.

Начальник управления электронных ресурсов Центра систем идентификации НАН Беларуси Евгений Якушкин предлагает предприятиям активнее использовать новые технологии защиты своих товарных знаков. Так, база данных, в которой собраны все бренды Беларуси (EPASS.BY), может быть использована для того, чтобы недобросовестные конкуренты не регистрировали товарные знаки, действующие в Беларуси. В ней собраны 6,5 млн. товаров, которые описаны по 80 реквизитам. Например, если подается заявка на бренд «Дюшес», то легко проверить, производится ли такой товар в нашей стране. Для борьбы с контрафактом следует ознакомиться с возможностями всемирной ассоциации GS1 (www.gs1.org), которая разрабатывает стандарты контроля движения товаров. Белорусская продукция, легально попавшая в каналы реализации, может быть отслежена в любой стране. По статистике, в Европе и США порядка 40% сделок совершается посредством Глобальной сети синхронизации данных (GDSN), с ней работают все крупные товаропроводящие сети. Например, Гомельский комбинат хлебопродуктов обратился с заявлением, что на украинском рынке подделывают продукцию марки «Новокаша». Подтвердить ее поставки в эту страну было бы легко, если бы информация о них помещалась в глобальные базы данных. Возможно, в суде важную роль сыграла бы информация GDSN-Украина о легальности поступлений товара на рынок. Без подобных свидетельств гомельчанам будет труднее отстаивать свои права, считает Е.Якушкин.

Недавно начато рассмотрение иска кондитерской фабрики «Спартак», издавна выпускающей карамель «Барбарис», к украинскому концерну «Рошен», зарегистрировавшему в нашей стране карамель «Барбарис-Рошен». Это дело, по мнению В.Рачковского, будет уникальным — речь идет об охраноспособности «советских» брендов. Названия («Барбарис», «Дюшес» и т.п. известны давно, а тут появляются «новые» — адаптированные к конкретному рынку с добавлением фирменного наименования. Трудно сказать, как будет сочетаться правоприменительная практика с национальным и международным законодательством.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений