Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Борьба с коррупцией: стандарты, формальности, факторы риска

Комиссии по противодействию коррупции в организациях

В соответствии с первоначальной редакцией Типового положения о комиссии по противодействию коррупции (далее – Типовое положение), утв. постановлением Совмина от 26.12.2011 № 1732, они в обязательном порядке должны были создаваться в:

– республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству, в исполкомах, местных администрациях районов в городах;

– государственных унитарных предприятиях и хозобществах с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов, являющихся управляющими компаниями холдингов.

Однако постановлением Совмина от 28.08.2018 № 502 п. 1 Типового положения был дополнен частью третьей, и теперь такая комиссия может быть создана в иной организации. Но, как известно, формулировка «может быть» не обязывает иные организации создавать такие комиссии.

Действующее законодательство Республики Беларусь содержит ряд требований, которые должны способствовать недопущению  коррупционных проявлений в особо важных сферах: в сфере госзакупок и спонсорской помощи госорганизациям и госорганам.

Так, руководители госорганов и иных организаций в сфере госзакупок обязаны:

– проводить мониторинг практики их осуществления;

– разрабатывать меры по совершенствованию порядка их проведения;

– устанавливать порядок формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок (ст. 9 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

Для обеспечения прозрачности в сфере оказания безвозмездной (спонсорской) помощи юридическим и физическим лицам руководители коммерческих организаций вправе осуществлять такую деятельность исключительно в соответствии с требованиями, установленными Указом от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» и др.

Следует отметить, что на руководителя организации возлагается и достаточно строгая ответственность в случае неисполнения «антикоррупционных предписаний» (ст. 43 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон № 305-З), Декрет от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).

При этом положения ст. 43 Закона № 305-З распространяются не только на руководителей государственных органов, но и на лиц, осуществляющих руководство иными, в т.ч. негосударственными организациями.

 

В этом году Госстандарт, являющийся полноправным членом Международной организации по стандартизации, на основании стандарта ISO37001 разработал проект госстандарта СТБ ISO 37001 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по применению», который сейчас проходит соответствующие процедуры согласований.

Данный проект отражает международную практику противодействия коррупции, в т.ч. приемы формирования корпоративной культуры, основанной на принципах честности, прозрачности, открытости и соответствия.

Принятие на основе положений стандарта ISO37001 государственного стандарта СТБ ISO 37001 будет способствовать включению белорусских субъектов хозяйствования в мировой экономический правопорядок.

 

Оформляем документы

Политика противодействия кор­рупции в организации должна иметь документированный характер и быть закреплена в локальном акте субъекта хозяйствования. Эту политику необходимо довести не только до сведения работников организации, но и партнеров по бизнесу, контрагентов по сделкам. Последнее имеет очень важный профилактический момент.

Более того, стандарт ISO37001 предполагает, что в рамках работы с деловыми партнерами организация вправе потребовать от них внед­рения антикоррупционных механизмов в отношении операций, связанных с реализацией сов­мест­ных проектов или сделок. Отказ партнера от внедрения и соблюдения такого рода механизмов может стать основанием для прекращения экономических отношений.

 

Внутренний контроль

Важное значение в функционировании системы менеджмента противодействия коррупции приобретает финансовый контроль.

К такому механизму можно отнести разделение обязанностей при инициировании и одобрении соответствующего платежа, установление иерархических уровней полномочий для одобрения платежа, соблюдение требования об обязательном наличии сопроводительной документации, прилагаемой к соответствующему платежному документу, ограничение или запрещение использования в расчетах наличных средств, осуществление систематического и независимого аудита, периодическая смена лиц либо организаций, выполняющих аудит, и т.д.

Вместе с тем организации следует использовать и средства нефинансового контроля: проверку деловой репутации контрагентов по сделкам и консультантов, заключение контрактов только по результатам проведения в установленном порядке торгов, разделение обязанностей между сотрудниками при реализации условий контракта, установление процедуры удостоверения контракта и изменений или дополнений к нему подписями нескольких ответственных работников организации, предоставление соответствующего ин­струментария или шаблонов для помощи персоналу (практических руководств, инструкций, схем согласования, чек-листов, форм, моделей последовательности выполнения работ или оказания услуг и т.д.).

Особое внимание стандарт ISO37001 уделяет требованиям по подбору персонала и проблематике стимулирования оплаты труда работников. И здесь нужен особый контроль.

Например, неправильно организованное и неконтролируемое премирование работников может закономерно сформировать почву для взяточничества. Установленный в организации механизм материального поощрения (премии, бонусы, льготы и т.д.) может стимулировать (даже непреднамеренно) дачу работниками организации взяток. Так, если премирование работника определяется на основании количества заключенных контрактов с организацией, соответственно у этого работника может возникнуть желание дать взятку для того, чтобы обеспечить заключение конт­ракта.

Аналогичная мотивация может возникнуть и в случае если к работнику предъявляются завышенные требования (например, работнику ставится задача любой ценой выполнить план по продажам). В целом организация должна быть весьма осторожной в выборе средств поощрения работников, поскольку угро­за потери бонуса и прочих видов поощрения может побудить персонал к сокрытию нарушений требований системы менеджмента противодействия коррупции.

Таким образом, активный подкуп должен подвергаться не только осуж­дению в рамках процедуры по уголовному преследованию, но и быть подвергнут порицанию со стороны бизнес-сообщества, признаваться недопустимым поведением со стороны предпринимателей, быть по­ложенным в основу формирования иной бизнес-культуры.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений